Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
Баннер-вакцина
11:50, 08 октября 2021

Педагог Валуйского колледжа: «Не останавливаюсь на достигнутом!»

Педагог Валуйского колледжа: «Не останавливаюсь на достигнутом!»Фото: Василий Санеев
  • Статья

Почти 45 лет Ольга Быкова прививает ученикам уважение, интерес к родному языку, без чего, по большому счету, невозможна истинная любовь к Родине, её прошлому.

Замечательно, если человек вырастает в обстановке любви и взаимопонимания! Стабильность, уверенность в своих силах формируются в характере, дают удачный старт в жизни. Об этом невольно думалось, когда в канун Дня учителя беседовала с преподавателем Валуйского колледжа Ольгой Быковой. 

Призвание обрела со школьной скамьи

Ольга Викторовна родилась в Валуйках, в районе Пушкарки. Отец, Виктор Васильевич, работал электриком на производстве, мама, Лидия Сергеевна, – медицинской сестрой. 

— Дом, в котором я до сих пор живу, был построен папой рядом с его родителями вскоре после моего рождения, – с удовольствием заговорила Быкова. Крепкие узелки связали судьбу Ольги с её родом, где царят любовь и единодушие. Когда в своё время выходила замуж, по просьбе отца, чтобы продолжился род Быковых, оставила себе девичью фамилию. Протянулись и в будущее ниточки. Дочь Елена и внучка Екатерина всегда с ней на телефонной связи (живут в других городах). Не только на правах родства они столь дружны. Как стало ясно из дальнейшего разговора, этих представительниц разных поколений роднят и душевная близость, и общность интересов. 

Что касается выбранной специальности, то тяготение к ней Оля почувствовала в детстве, когда, учась в начальной школе на Пушкарке, играла с одноклассниками в учительницу. Правда, в средних классах мечты о профессиях у девочки менялись. Но позже, когда историю стал преподавать Михаил Петрович Бабкин, а русскому языку и литературе обучала Ирина Ивановна Алексеева, она вновь загорелась педагогической работой, ещё не зная, какой предмет предпочесть. Талантливым педагогом, замечательным рассказчиком был Михаил Петрович, уверенно ведя своих учеников в былое, прививал им любовь к прошлому страны. Любознательную и пытливую Олю особенно брали за живое уроки, посвящённые Великой Отечественной, участником которой был учитель истории. Воспоминаниями о пережитом на той страшной войне ветеран делился и в газетных материалах, регулярно публикуемых им в местной районке. 
Увлеченность своими школьными дисциплинами умело передавала и любимая учительница русского языка и литературы Ирина Ивановна Алексеева. В этом ей помогали и занимательные внеклассные занятия, и спектакли, которые ставила с учениками.

— Принимала в них участие и я, особо запомнились постановки по поэме Некрасова «Русские женщины» и комедия «Недоросль» Фонвизина, – оживленно говорила моя собеседница.

А я невольно отметила, сколь интересно и увлекательно жили в ту доцифровую пору, открывая в себе творческий потенциал и интерес к окружающему. Как бы в продолжение моих мыслей, Ольга Викторовна с сожалением заговорила о нынешних школьных программах, предусматривающих сокращённое чтение хрестоматийных произведений. 

— А как можно обсуждать на уроке метания героев, скажем, «Преступления и наказания», не прочитав его, не прочувствовав… Что может донести учитель до детей, познакомившихся с книгой лишь в самом кратком изложении, не прикоснувшихся к замыслу автора, его стилю, в конце концов? Потому я последние 20 лет отказалась от преподавания литературы, – делилась своими размышлениями Быкова. 

Но вернёмся ко времени, когда выпускница стояла на перепутье, какую дисциплину ей выбрать, – историю или филологию. Тут следует сказать, случай распорядился сам. Набора на истфак в год её поступления в Белгородский педагогический институт не было, и выпускница подала документы на филологический, о чем никогда не пожалела. Почти 45 лет Ольга Викторовна прививает ученикам уважение, интерес к родному языку, без чего, по большому счету, невозможна истинная любовь к Родине, её прошлому. 

Ступени профессионального роста

Окончив в далёком 1977 году вуз, в качестве молодого специалиста Ольга Викторовна была направлена в Новопетровскую среднюю школу, где преподавала не только русский язык и литературу, но и немецкий. Тогда же начался её профессиональный рост. Через год Быковой доверили должность завуча. 

— Я всегда бываю буквально влюблена в своих учеников! – доверительно гворила Ольга Викторовна. И, конечно, это было взаимно – складывалось у меня мнение не только исходя из услышанного. Весь облик говорил о том, что она – настоящий учитель. Литературная речь, правильные обороты, умение донести мысль делали нашу беседу содержательной, глубокой и просто приятной. «Да-да, – соглашалась я про себя. – Филолог должен быть романтиком». Призналась, что брала за образец молоденькую учительницу литературы из фильма «Доживём до понедельника». В своём стремлении понимать учеников, вникать в их внутренний мир, помогать в его формировании.

— Стараюсь всю душу отдавать детям, из каждого урока выжать максимум пользы. Например, когда я набиралась методического опыта, могла написать план к одному занятию на 12 листах, – сообщила моя собеседница. И стало ясно – подобный перфекционизм должен увенчаться успехами. А отличницей она старалась быть по всей жизни.

— Ни одного дня не сидела в декрете! – в очередной раз в ходе разговора удивила меня Ольга Викторовна. – Я ещё в роддоме находилась, когда мама передала мне записку о том, что в городской школе №4 объявилась вакансия, несколько часов ставки русского языка и литературы. Я‑то в Новопетровке работала. В городскую школу устроиться было очень не просто. Потому и поспешила мама сообщить. И даже уволилась с любимой работы, которой отдала четыре десятка лет, чтобы помочь мне с новорождённой дочкой.

Подводя итог былого, Быкова подчеркнула, что в профессии ей всегда везло, встречались отзывчивые, понимающие люди. Большой удачей приняла и тот факт, что, не имея серьёзного опыта, оказалась в столь сильном опытными кадрами коллективе, где наставницей ей стала учитель русского языка и литературы Анна Ефимовна Чефранова. Например, вешая пальтишко в раздевалке вместе с другими учителями, она в первое время даже робела. Уж очень велик был тогда авторитет педагогической профессии. Но вскоре Быкова заняла достойное место среди коллег, в передовые вышла. Потому, когда заведующая городским отделом народного образования М.И. Посохова проводила городские и областные семинары, она зачастую выбирала Ольгу Викторовну для проведения показательных открытых уроков для директоров и завучей школ района. Не в тягость было рядовому учителю давать мастер-классы руководителям учебных заведений. Не опасалась и за знания учащихся, своими ответами неизменно демонстрировавших замечательную подготовку.

— По‑прежнему люблю и историю. Изучаю архивы, занимаюсь краеведением, пишу. Моя последняя работа посвящена становлению Валуйского колледжа.

Богат событиями трудовой путь Быковой. Было и продвижение вверх по служебной лестнице, когда заведующая гороно М.И. Посохова предложила Ольге Викторовне перейти на должность заведующей методическим кабинетом в городской отдел народного образования. Согласилась, но вскоре почувствовала, как не хватает ей живой работы с учащимися, их пытливых, ожидающих глаз. Так что, несмотря на весомую нагрузку: оказание методической помощи учителям, частые командировки, трудоёмкую работу с документами, пришлось новые должностные обязанности совмещать с любимой работой. Чтобы не терять тонус, Ольга Викторовна взяла небольшую нагрузку во второй городской школе. Потому очень обрадовалась, когда ей предложили место преподавателя в Валуйском педагогическом училище. 

Девиз: движение вперёд

— И опять выпало счастье, – с затаённой улыбкой говорила Быкова, которая даже представить себе не могла, что будет трудиться в столь престижном в те годы учебном заведении. Узнав о педагоге, как о сильном предметнике, работать сюда ее пригласил его директор И.А. Масленников.

— Сильнейшие русоведы, высококвалифицированный опытный административный состав предполагали самый тщательный отбор преподавателей, а у меня и стажа тогда было всего восемь лет! – до сих пор удивляется той давней удаче Быкова. Хотя понятно: это не просто везение, а награда за упорный труд. 

Нынче Ольга Викторовна учит педагогов начальных классов. Особое внимание уделяет методике ведения уроков русского языка, понимая всю важность данной дисциплины. На сегодняшний день в послужном списке педагога более тысячи учеников! Среди них директора городских второй и третьей средних школ А.И. Жуков и С.А. Дегтярёв, завуч средней школы №5 И.С. Короткова…

Почти 45 лет насчитывает педагогический стаж О.В. Быковой. Её самоотверженный труд отмечен множеством наград, среди них медаль «За заслуги перед землёй Белгородской» второй степени, медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени. Став «Отличником народного образования», со временем она удостоилась звания «Заслуженный учитель Российской Федерации». Немалый опыт преподаватель успешно сочетает с освоением новейшего оборудования, передовых технологий, используемых в процессе обучения в Валуйском колледже. Так, одной из первых в нашем городе Быкова освоила интерактивную доску. О новинке узнала из разговора с дочерью Еленой, которая, пойдя по стопам своей матери, также стала педагогом. Ольга Викторовна не только сама научилась работать с доской, но и регулярно устраивала мастер-классы для педагогов Валуйского округа, обращавшихся к ней за помощью.

Студенты Быковой принимают активное участие в конкурсах сочинений научно-исследовательских работ различной направленности. Есть победители на областном уровне, а одна из воспитанниц заслужила первое место на всероссийском уровне. 

Постоянно находясь в творческом процессе, когда необходимо находить алгоритмы решения всевозможных задач, искать подход к самым разным людям, Ольга Быкова распространяет его и на прочие стороны жизни. Многое вдохновляет и радует её совсем по‑молодому. Ведь главное кредо Ольги Викторовны: «Не останавливаться на достигнутом, быть в постоянном поиске».

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×