Не выходит из памяти встреча с немолодым киевлянином, случившаяся 32 года назад во время туристической поездки в столицу Украины. Группа валуйчан, отправившись, конечно, по магазинам в первую очередь, когда предоставили свободное время, решила посетить памятное место — могилу земляка, генерала армии Ватутина, Героя Советского Союза.
Узнали адрес, купили цветы и добрались до величественного памятника Николаю Фёдоровичу, положили букет к подножию. Слышали, что его похоронили на высоком берегу Днепра. Берег вообще‑то далековато, но по меркам Киева Днепр в самом деле рядом. Полюбовались окрестностями и собирались ехать в гостиницу.
Вдруг к нам подошёл невысокий худощавый мужчина и спросил, в честь какого события мы положили цветы. Узнав, что мы с Белгородчины, а Ватутин наш земляк, родом из далёкой сельской глубинки, он оживился, в глазах появился интерес.
«А я, представьте, был мальчишкой лет семи, но помню похороны Ватутина, — сказал он. — Было много народу, военных, давали салют из оружия. На митинге много говорили о военном таланте вашего земляка. Я тогда не особенно знал подробности его гибели, а когда повзрослел, много читал и узнал, что Ватутин ещё до войны занимал высокие посты в Киевском округе, избирался депутатом Верховного Совета Украины. Долго жил в Киеве, и военная его биография тесно связана с Украиной. Командовал освобождением Киева и других украинских населённых пунктов. Мы считали его своим, родным человеком».
Как нам было приятно слышать такую речь! Мужчина просил кланяться родине Ватутина и его землякам.
Встреча нас растревожила и заставила задуматься о том, какие неожиданные, на первый взгляд, незначительные события и факты влияют на формирование чувств патриотизма, единства наших народов. Украинцы, русские, белорусы, как учила классическая история, — одна ипостась, ветви одного ствола, это истина.
Долго мы вспоминали эту встречу и гордились, что валуйская земля взрастила военачальника, чьё имя золотыми буквами вписано в историю Великой Отечественной. И как бы ни пытались нынешние руководители и оголтелые неофашисты снести памятник, он стоит!