Космос. Это слово знает каждый человек, живущий на планете Земля. Сколько спутников, космических аппаратов кружит над ней, какими темпами развивается эта отрасль! А ведь эпоха освоения космоса началась не так давно…
Родоначальником освоения космоса был выдающийся учёный Константин Циолковский. В честь 100-летия со дня его рождения в октябре 1957 года в СССР был запущен первый искусственный спутник Земли.
Помню, как мы, студенты первого курса физико-математического факультета Белгородского педагогического института, под руководством учителя астрономии вышли во двор, чтобы с помощью сильного телескопа наблюдать полет спутника. В 7 часов 20 минут вечера мы увидели его на юго-востоке и услышали позывные. Какой восторг и гордость были в наших сердцах от того, что мы оказались свидетелями неповторимого события! Мы смеялись, кричали «ура!», пели и плясали до глубокой ночи.
Накануне 40-летия Октябрьской революции был запущен в космическое пространство второй искусственный спутник, на борту которого в герметичном контейнере находилась знаменитая собака Лайка. И вновь мы наблюдали полёт спутника и плакали, переживая за Лайку, ведь ей было суждено погибнуть. Нам казалось, что она тоже плакала и прощалась с теми, кто наблюдал за ее полетом.
Проходит небольшой промежуток времени, и в космос 15 мая 1958 года стартовал третий спутник. На его борту находились разные виды животных. С этого момента конструкторы, инженеры, учёные начали подготовку к полёту человека. А студентам увеличили число часов на изучение астрономии. Читались обширные лекции, проводились семинары, наш преподаватель даже был вызван в Москву и по возвращении показывал фотографии всех спутников, фотоснимки щенков, которых принесла Стрелка, рассказывал, как тренировали Лайку.
Шла усиленная подготовка к запуску человека в космос. 12 апреля 1961 года мы, уже четверокурсники, во время лекции приехавшего из Москвы академика Ивана Андронова услышали по радио сообщение ТАСС: «Человек в космосе». На всех радиостанциях Советского Союза звучал голос Юрия Левитана, объявляющего о полете Юрия Гагарина, космонавта №1. Радиоволны несли миру весть о событии, которое не только в переносном, но и в прямом смысле слова можно назвать звёздным часом щедрого на открытия XX века.
Мы дружно встали и закричали «Ура!», рукоплеща первому космонавту. Иван Козьмич стоял за кафедрой и вытирал слёзы радости. Ведь это он рассчитывал параметры корабля «Восток».
В тот день занятий больше не было. Передали, что по телевизору будут транслировать, как первопроходец отдаёт рапорт правительству о выполнении задания. Нам всем хотелось увидеть эту встречу. В те годы не было телевизоров в институте и на квартирах, где жили студенты, но с нами учились дочери знаменитых родителей — Алла Вашкевич и Галя Подолько, у которых они были. Мы разбились на две группы и пошли с ними.
Я попала в группу к Алле Вашкевич. Её отец был главным редактором «Белгородской правды». Нас провели в шикарную комнату, где стоял телевизор. 12 часов дня. Смотрим на экран с замиранием сердца. И вдруг видим: по красной ковровой дорожке идёт Юрий Гагарин — стройный, красивый, подтянутый, с выразительной улыбкой. Отдаёт рапорт. Руководители правительства, все люди, собравшиеся у подножия Мавзолея, непрерывно рукоплескали ему. Мы тоже кричали «Ура!», и так было радостно, что мы увидели самого Гагарина.
Только собрались уходить после вкусного чая, как вдруг открывается дверь, в квартиру входит сам хозяин. Он уговорил нас остаться. Снова мы в просторной комнате, Никифор Никифорович достаёт патефон, заводит его и ставит грампластинку. Звучит прекрасный голос Ольги Воронец, она исполняет песню «Я — Земля», хозяин подхватывает её, и все мы вместе исполняем любимую песню.
На четвёртый день после полёта Юрий Гагарин провел пресс-конференцию для главных редакторов областных, краевых и автономных газет. Туда попал и Никифор Вашкевич. Один из заданных космонавту вопросов был посвящён Константину Циолковскому. Вот что он ответил: «Я просто поражаюсь, как правильно мог предвидеть наш замечательный учёный все то, с чем мне только что довелось встретиться, что пришлось испытать на себе! Многие, очень многие его предположения оказались совершенно правильными. Полёт мой наглядно убедил меня в этом».
Екатерина Рысухина
с. Тимоново