Белгородцы впервые делятся опытом с коллегами из других регионов. Региональная организация «Синяя птица» работает пять лет, сейчас она объединяет более 200 семей. Каждый месяц их число увеличивается на четыре – восемь семей. Инклюзивная творческая студия здесь уже «выросла» в ресурсный центр поддержки занятости детей. Сейчас в нём занимаются более 60 человек.
Белгородский опыт уникален своим комплексным подходом. Детей тут развивают не только с помощью декоративно-прикладного творчества, но и на занятиях музыкой, танцами, адаптивной физкультурой, на репетициях в театральной студии и логопедических тренингах. Большую пользу приносят инклюзивные мероприятия (те, на которых дети с аутизмом общаются с обычными детьми).
«Хотим, чтобы у детей с ментальными нарушениями было больше возможностей по всей стране. Чтобы приблизиться к норме, этим детям необходимо общение с обычными людьми, со сверстниками. Именно дополнительное образование, кружковая деятельность как раз и могут дать это общение. С нашей помощью дети могут войти в обычную жизнь. Дети, которые с самого начала к нам ходят, тогда и сейчас — это разные люди», — рассказала художественный руководитель инклюзивной творческой студии региональной общественной организации «Синяя птица» Татьяна Климачкова.
Перенять опыт в областной центр приехали специалисты по работе с детьми-аутистами из Воронежа, Курска, Липецка, Новозыбкова (Брянская область), Пскова, Рязани, Санкт-Петербурга и Улан-Удэ. Занятия проходят в течение всей этой недели. Пандемия внесла коррективы в формат работы, но выручили современные технологии. Общение гостей с исполнительным директором «Синей птицы» Ольгой Димченко организовано в режиме онлайн.
Белгородские специалисты рассказывают коллегам о своём опыте создания творческой студии в рамках некоммерческой организации, об особенностях решения юридических и бухгалтерских вопросов. В рамках занятий предусмотрены и мастер-классы. В первый день обучения гости посетили репетицию инклюзивной творческой студии. Во второй — узнали, как наши педагоги организовывают театральные занятия, преподают декоративно-прикладное искусство, музыку и адаптивную физкультуру.
«У нас в Липецке инклюзивное образование уже работает, а сюда я приехала за опытом организации именно досуга наших деток, потому что это очень важно и нужно. Счастье, удовольствие, танцы, рисование, лепка — всё это необходимо, потому что жизнь без радости бессмысленна. Наши дети — особые, но они такие же дети, и им нужно счастье, смех, улыбки. Здесь показывают практические лайф-хаки, и себе я уже взяла на заметку применение реквизита и ярких деталей в занятиях по хореографии», — поделилась впечатлениями представитель липецкой региональной общественной организации «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке» Елена Волокитина.
«Опыт, представленный здесь, — это настоящая кладовая. это нам очень пригодится, потому что мы свою работу только начинаем. Ещё очень важно, что здесь мы можем пообщаться с коллегами со всей страны, задать интересующие вопросы, узнать методики работы с особенными детьми в деталях. Для себя я хочу позаимствовать опыт работы в инклюзивных группах. потому что мы пока применяем только индивидуальные занятия», — рассказала руководитель ассоциации педагогов-новаторов из бурятской столицы Улан- Удэ Ксения Афонина.
«Наша организация создана в 1987 году при содействии партнёров из Германии. А сама я дефектолог, работаю с группами детей с различными множественными нарушениями, и мне интересен опыт именно творческой работы с ними. Мне нравится учитывать индивидуальные особенности ребёнка, а особенно заинтересовала работа в инклюзивной театральной студии», — отметила руководитель общественной организации города Новозыбков Брянской области «Радимичи — детям Чернобыля» Екатерина Быкова.
По окончании обучения все его участники предложат идеи реализации всего увиденного в своих регионах и получат сертификаты.