С приходом интернета, поголовного обеспечения сотовыми телефонами и другими средствами связи усилилась опасность «заразиться» пагубными пороками, разлагающими душу и тело молодёжи. Как же уберечь и что нужно делать нашему обществу? Как воспитать человека, способного быть не только доброжелательным для себя, но и для общества?
В народе бытует мудрость: воспитывать ребёнка нужно тогда, когда он лежит поперёк лавки, то есть с самого младенчества. Семья! Вот где начинается воспитание добрых чувств и дел для себя и окружающих тебя людей. Доброжелательная обстановка, душевный климат, внимание и забота друг о друге в семье – вот те формы и методы, которые являются образцом для подражания родителям. Смею утверждать, что такие чувства и действия чаще всего формируются в многодетных семьях. Там, где один или два ребёнка, проблем с доброжелательностью значительно больше. Как правило, в таких семьях дети более эгоистичны, требуют к себе большего внимания в коллективе, не всегда адекватно оценивают своё поведение в обществе. К таким детям и семьям нужен особый подход. Тут важен тонкий педагогический такт, работа грамотного психолога и социального педагога. И всё это нам приходилось делать, чтобы погасить эгоизм ребёнка и сделать его полноценным человеком коллектива, класса и в целом школы.
И если в учебном процессе школа сама справляется, то в воспитании подрастающего поколения одних усилий педагогического коллектива явно недостаточно. На воспитание человека влияют многие факторы: улица, среда обитания, социум, поведение взрослых, телевидение, средства массовой информации и т. п. Важно не только оградить ребёнка и молодого человека от всего этого, но и научить его вычленять и давать правильную оценку хорошему и плохому.
Вот почему мы создали социокультурный центр на основе нашей школы-комплекса. Во многих населенных пунктах они сегодня уже не существуют. А жаль. Это был лучший вариант сельского учебно-образовательного и воспитательного учреждения, что знала наша советская и российская система образования.
Что делает ребёнка радостным и доброжелательным? Это его успех. Очень важно, чтобы талант и особые способности детей были вовремя замечены. Поэтому в наш центр-комплекс вошло более десяти социальных партнёров самой различной направленности. На базе нашей школы с детьми занимались филиалы всех учреждений дополнительного образования района. Успешно работало более 50 кружков, клубов и занятий по интересам. Цель была одна: дать каждому ученику возможность достичь успеха, почувствовать радость в душе и его значимость в коллективе. Отсюда и доброжелательное отношение к педагогу и к школе в целом.
Одни дети на торжественной или рабочей линейке по понедельникам получали грамоты и дипломы за успехи в учёбе, другие за успехи в спорте, художественной самодеятельности, в трудовых делах, в конкурсах, выставках и т. п. Важно, чтобы ни один ребёнок, достигший успеха, не был забыт. Я подобрал коллектив единомышленников, который помог создать единую дружную семью детей, учителей, родителей и наших социальных партнёров. Вот смотрю я сейчас на фотографию, где на пороге школы сидят и стоят более 300учащихся, полсотни педагогов, родители и просто жители села, и душа моя радуется от проделанной полувековой педагогической деятельности. А внизу фото его автор, мой выпускник Игорь Князев, сделал надпись: «Моя судьба…» Так называется моя вторая книга.
Наш коллектив педагогов состоит в основном из бывших выпускников школы. Мы составили перспективный план подготовки педагогических кадров для своей школы. А чтобы это были надёжные и хорошо подготовленные кадры в будущем, организовали у себя школу юного педагога. Мы наладили очень тесную деловую связь с Валуйским педагогическим училищем, где директором была Алла Харламова. Его студенты проходили практику на базе нашей школы. В школе юного педагога занимались дети, склонные к педагогической профессии. Мы их находили, наблюдая за деятельностью шефов с подшефными. Такую работу мы организовали по принципу семейной народной педагогики, когда старшие были «опекунами» младших. Пятиклассники, уходя от своей первой учительницы, становились шефами для первоклассников. В то же время над пятиклассниками брали шефство девятиклассники. Самые различные мероприятия проводили шефы с подшефными. Это скрепляло дружбу коллектива детей, помогало формировать единую систему на основе добродеятельности.
Что может объединить, сцементировать коллектив учащихся, учителей, родителей и помощников из числа общественности в единую дружную семью? Таким «цементом» стала наша ученическая производственная бригада. Не буду греха таить, что в начале её организации немало было формализма. В основном бригада была дополнительной силой для колхоза «Красный Путиловец» в летне-осенний период его деятельности.
Но когда мы стали экономически самостоятельными, хозрасчетным, самофинансируемым подразделением школы со своей бухгалтерией, жизнь бригады и школы кардинально изменилась. Это произошло благодаря двум талантливым выпускникам нашей школы: Вячеславу Перову и Юрию Подерягину.
Став председателем колхоза «Красный Путиловец», Вячеслав Перов предложил руководителю ученической производственной бригады Юрию Подерягину пойти по пути самостоятельного развития. Перов убедил колхозников выделить в собственность школьной бригады 25 га земли и помог при этом сельхозинвентарём и техникой. И дело пошло. За тридцатилетний срок самостоятельной деятельности бригада вырастила и реализовала тысячи тонн самой различной сельскохозяйственной продукции. В её составе работали звенья: полеводы, овощеводы, механизаторы, швейный цех, столярный и слесарно-токарный цех, звено цветоводов-озеленителей, ремонтников школьной мебели.
Была разработана система оплаты труда и премиального вознаграждения членов производственной бригады, которая превратилась из ученической в производственную. Дети получали заработную плату. Это была не игра в труд, а самая настоящая трудовая деятельность.
В школе не было детей, освобождённых от труда. Малыши выращивали рассаду. Те, кто не мог работать на земле, помогали библиотекарю ремонтировать книги и учебники, кто‑то поливал цветы в зимнем саду школы, кто‑то дежурил на звонках и т. п. Родители были не только полностью солидарны с нами, но кое‑кто участвовал в работе бригады, получая за свой труд овощи с нашего поля. Каждый год мы подводили итоги деятельности. Это был всенародный праздник — «День Урожая» с приглашением родителей, шефов-колхозников, прессы и телевидения, наших производственных партнёров. Награждали целые классы, вручали премии и путёвки для поездки в города-герои, выделяли средства для пополнения наглядных пособий, интерактивных досок, компьютеров, множительной техники, инвентаря и инструментов для мастерских.
Благодаря деятельности производственной бригады сотни наших выпускников получили вместе с аттестатом о среднем образовании документ о профессиональной подготовке. Тракторист, оператор машинного доения, повар, швея, водитель категорий В и С, хозяйка усадьбы — такие специальности получали наши школьники в доброжелательной школе. Дети, учителя, родители и наш социум не на словах и призывах говорили о доброжелательности, а в конкретных делах и повседневной жизни коллектива чувствовали ее через добродеятельность.
Благодаря появлению «карманных» денег, заработанных честным трудом ребят, мы открыли школьное кафе «Белоснежка». Дети, учителя, а иногда и родители в своё свободное время от уроков могли здесь попить чай, кофе, отведать различные сладости, соки.
А как гордо стояли на линейке школьники да и учителя, когда со словами благодарности к ним обращались руководители предприятий, в чьи столовые мы поставляли овощи. Это консервный и сахарный заводы, Восточные электрические сети, элеватор, педучилище, и даже некоторые колхозы покупали нашу продукцию.
Когда наступала пора уборки урожая, школа превращалась в огромный улей, подобно пчёлкам свозили и сносили с полей и учебно-опытного участка на школьный двор выращенную своим трудом продукцию. Малыши учились трудиться, глядя на старшеклассников, а те в свою очередь перенимали опыт взрослых членов производственной бригады: учителей, техработников, поваров. И никто не единожды не возмутился по поводу трудового обучения и воспитания в нашей школе.
Гордились наши дети и тем, что занимались благотворительностью. Детские сады нашей территории, больницы Уразово и Валуек, дом престарелых получали наши овощи бесплатно.
Как же мы успевали выполнять учебные программы, совмещая этот труд с производительным общественно полезным трудом, завоёвывать призовые места на школьных олимпиадах в районе и области, участвовать в областных, республиканских и международных конкурсах. Ответ очень простой. Нужна чёткая, продуманная организация труда школьного коллектива.
Как сделать школу, чтобы она не была похожа на колонию строгого режима, а стала бы школой радости и счастливого детства? Больше всего дети боятся невыполненных домашних заданий. Это порой их угнетает, ломает их ещё не окрепшую психику, унижает их достоинство перед учителем и сверстниками, а порой вызывает ненависть к школе и нежелание её посещать. А что такое домашняя работа по предметам? Это всего-навсего тренировочно-закрепляющие упражнения нового материала, полученного и усвоенного на уроке.
Я часто задавался вопросом: почему наши младшие школьники, отсидев в группе продлённого дня, несут в своих рюкзаках домашнюю работу? Во что ж превращается рабочий день этого малыша? Четыре, а иногда пять уроков, затем занятия в группе продлённого дня, плюс ещё два часа домашней работы под прессом родителей.
Получив право от областного отдела народного образования, мы пошли на эксперимент, поменяв технологию и методику уроков математики, русского языка, чтения, природоведения, музыки, трудового обучения, изобразительного искусства. Начальная школа стала работать в режиме: «35+5+20». А это значит: 35 минут конкретной работы над новым материалом, 5 минут перерыв на перемену, а затем 20 минут выполнение «домашней» работы.
Эксперимент превзошёл наши ожидания. Значительно повысилось качество знаний младших школьников. В отдельных классах обучающихся на «хорошо» и «отлично» достигало до 90% — 95%. Не стало столь отстающих, не говоря уже о второгодниках. В старших классах за счёт части средств групп продлённого дня проводились консультации по успешному выполнению домашних заданий.
Школа перестала быть «пугалом» для детей и родителей. Она стала родным и любимым местом, где не только ученики и их родители чувствовали доброжелательные отношения, но и многие жители села, окончившие её в разное время, ощущали это на всенародных праздниках, инициатором которых выступала школа.
И не случайно наше образовательное учреждение было многократным победителем и призёром в областном конкурсе «Школа года», победителем и призёром в конкурсе ученических производственных бригад, призёром международного конкурса имени Макаренко, участником выставки достижений народного хозяйства, где дети и учителя были награждены Дипломами и медалями ВДНХ. И это потому, что школа объединила весь социум села вокруг себя, превратив его в единую семью по обучению и воспитанию молодёжи в условиях доброжелательной ауры.
Мы воспитывали чувство законной гордости за успехи и достижения в самых различных направлениях учебно-воспитательного процесса. Этим гордились все жители нашего микрорайона. Это была высшая оценка деятельности педагогического коллектива школы. Почти половина его была удостоена правительственных наград. Четырём педагогам школы было присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР», одному — «Заслуженный работник культуры РСФСР».
Очень важным фактором в работе педагогического коллектива школы является целеполагание, работа на конечный результат и достижение намеченной цели. В учебном процессе всё достаточно ясно. Тут есть программа, оценочная система достижений школьников на каждой ступени обучения, а на выходе экзамены и получение аттестата. А как оценить личность в системе воспитания? Здесь нельзя применять пятибалльную систему.
Мы разработали свод качественных показателей, которыми должна обладать личность на разных ступенях развития. Таких ступеней развития личности по нашему убеждению должно быть пять: «Малышкина школа» (от 1,5 года до 7 лет); «Школа доверия» (1–4-е классы); «Школа самоутверждения» (5–9-е классы); «Школа выбора и совершенствования» (10–11-е классы); «Школа мужества, добра и счастья» (от 18 лет и до глубокой старости).
Была разработана ориентировочная модель личности для каждой ступени, которая с учётом возрастных особенностей должна обладать определенным набором физических, морально-правовых и нравственно-этических норм и правил жизнедеятельности. Это был своего рода Кодекс духовно-нравственного развития и воспитания гражданина-патриота нашей великой Родины — России…
Нынешний этап развития нашего общества во многом отличается от совсем недавнего во временном измерении от того, что было 20–30 лет назад. Это заметно и по системе образования и воспитания нашей молодёжи, по делам школьной жизни. Кажется, немало делает государство, региональные и местные органы власти для укрепления авторитета учителя. Но кто позволил оскорблять и унижать учителя родителям, чьи дети обучаются и воспитываются в школах? Кто позволил ученикам поднять руку на учителя, а то и просто избить его в присутствии учеников, которые хладнокровно снимают эти эпизоды, а потом хвастаются в этом через интернет? Разве могло быть это в советской школе, да и в нашей школе в частности. Почему сегодня родители поучают учителей, как им вести уроки, какие домашние задания давать детям и как оценивать результаты их детей? Они что, вдруг, стали специалистами высшей категории Рособрнадзора или методистами-предметниками высочайшего уровня? По крайней мере, странным бы показались мои рекомендации учителя истории хирургу, который готовится провести сложную операцию больному. Родители должны быть соратниками учителей, а не их противниками. А если вдруг возникают какие‑то проблемы, то их следует деликатно решать на месте, а не торопиться писать слёзные жалобы в вышестоящие инстанции. Так было в нашей школе…
Основной целью регионального проекта «Доброжелательная школа» является создание единого доброжелательного воспитательного пространства в каждой школе Белгородской области, той доброжелательной среды не только в самой школе, но и во всем социуме, в котором живет школа. От доброжелательной семьи к доброжелательному детскому садику, от него к доброжелательной школе, а доброжелательная школа выпустит из своей школьной семьи доброжелательного гражданина России.
Конечно, два года на реализацию этого проекта недостаточно. Мало увешать школьные стены всевозможными призывами и наглядным агитационным материалом, который раскрывает суть доброжелательной школы. Да, это тоже является важным компонентом в формировании доброжелательной среды, в которой растут и воспитываются школьники, в которой работают учителя. Важно, чтобы доброжелательность и добродеятельность исходили не только от ума, но главное от сердца. Тогда мы получим «Доброжелательную школу».