Сегодня мы переживаем время неурядиц, несогласий, непонимания происходящего за пределами нашей страны да и в самом нашем общем доме. В каждом алтаре Русской Православной Церкви нынче звучат молитвы о преодолении надвигающегося раскола Украинской Церкви, несущего в себе многие беды нашим братьям. Любой раскол – это рана на теле православия.
Долгая многотрудная история пройдена Россией, из неё нам черпать мудрые примеры. Один из них – народное движение за освобождение и восстановление нашего государства в 1612 году. Именно единство спасло тогда Русь. Да, конечно, велика в истории роль личности. Но что может достигнуть отдельный человек, даже самый могущественный герой, без единомышленников, объединенных духовностью. Именно такая ситуация сложилась в тот момент, когда решалось, быть или не быть России независимым государством, чтобы не подчиниться папе Римскому. Нельзя забывать те давние исторические события.
А дело было так. Не в один день сложилась критическая ситуация начала XVII века. Государственный кризис сопровождался духовным опустошением. Люди пошатнулись в православной вере после правления Ивана Грозного. Жестокий царь одной рукой молился, другой отправлял на казнь неугодных, чинил расправы без суда и следствия, обострив до предела обстановку в стране. Только обратившись к исконной вере и единению, народ отстоял независимость.
Обернёмся сейчас лицом к далекому нашему прошлому, смутному времени. Без прямого наследника после смерти грозного царя Ивана IV и сына его царя Фёдора престол остался. Со всех сторон полезли самозванцы, немало желающих нашлось сесть на трон. Папа Римский давно жаждал прибрать к рукам Московию, обратив в католицизм. Теперь решил воспользоваться ситуацией. Теперь подговорил поляков и шведов объявить войну, решив: русичи без правителя – лёгкая добыча!
Оживились тут бояре-изменники, быстренько составили грамоту. «…власть отдается на волю польского короля», – говорилось в ней. Требовалась лишь подпись Патриарха Московского и всея Руси Гермогена. Но крепко ошиблись изменники в своих суждениях о Предстоятеле Церкви. Возмутившись всем сердцем, он послал ответ: «Всех благословляю умереть за Православие, но только не отречься».
И призвал Гермоген народ не сдаваться. Предвидя наступление неприятельской силы, сам грамоты составил, разослал по городам. Сплотиться призвал. Большую силу имели слова Патриарха. Как могли принять подобное недруги-поляки? Конечно, быстренько сообразив, схватили Гермогена и бросили в подземелье, чтобы лишить народ его влияния. Голодом стали морить. Не отречётся Патриарх от Церкви, погибнет в каземате. Через 300 лет его причислят к лику святых. А тогда, в смутное время, призыв к народу подхватили насельники Троице-Сергиевой Лавры.
Одна грамота Гермогена попала в руки Кузьмы Минина. Горячей веры и крепкой преданности родной земле был новгородский купец. Тут же загорелся желанием спасти Отечество. Решил собрать народное ополчение, отдал все свои сбережения. Сотни людей последовали его примеру. Возглавил ополчение князь Дмитрий Пожарский, имеющий опыт участия в военных действиях. Движение началось из Рязани в начале 1611 года, подошли к Москве. Казалось, победа близка, но вспыхнул конфликт между казаками и дворянами. Талантливый организатор Прокопий Ляпунов был убит, ополчение распалось. Чудом спасся Дмитрий Пожарский.
События, связанные со вторым ополчением, уникальны тем, что духовное единство народа было поставлено выше классовых, социальных разногласий. Из Казани принесли икону Пресвятой Богородицы. Она не раз помогала в подобных бедах, и на этот раз Русь сплотилась под святым образом. Горячо молились казаки, дворяне, крестьяне и посадские люди, прежде чем ринуться на Москву. Необходимо было, во‑первых, не дать польскому гетману соединиться с гарнизоном, который уже занял Кремль. Опять вспыхнули на улице столицы распри между казаками и дворянской конницей, но выступил монах Авраамий, и горячее его слово смирило разногласие. Ополченцы выиграли тяжёлый бой, под руководством Минина и Пожарского взяли штурмом Китай-город и освободили Москву от иноземцев. Так 4 ноября (по новому стилю) поляки подписали соглашение о капитуляции. Это произошло в день празднования иконы Божией Матери «Казанская». Молитвенное торжество с тех пор наполнилось и гражданским смыслом.
Вот и для нас настало время осмысления происходящего сегодня, чтобы занять крепкую оборону добра против зла. Ради этого требуется возрождение традиций общего жития, каким жили наши далекие и близкие предки.
Звоном колоколов возрождающихся храмов, крестными ходами, благотворительностью, общенародным обращением к Богу и Его Пречистой Матери ради единения пусть будет отмечен предстоящий праздник.
Стоит на главной площади Москвы монумент Минину и Пожарскому, как благодарность потомков освободителям Отчизны. И напоминает нам: живите в единомыслии, дорожите наследием, доставшемся нам всем ходом истории.
Людмила Гаргун