Приходя в музей и рассматривая экспозиции, посетители часто задают вопрос, как сюда попали те или иные предметы. Интересуют как живописные произведения, так и экспонаты краеведческой направленности. Связанные с ними истории бывают, порой, очень занимательны. Но чем старше музейный предмет, тем больше в нем тайн и загадок.
За последнее время в Валуйский музей обратилось сразу несколько человек с предложением передать в дар предметы старины и живописи. Поразительно, что все эти случаи оказались на удивление похожи по способам обнаружения раритетных вещей. Как выяснилось, каждый из музейных сдатчиков недавно приобрел жильё, где осталась после прежних хозяев разнообразная утварь.
Так, один из горожан купил старый домик в Валуйках и, разбирая хлам, наткнулся на немецкую сапёрную лопатку. Этим предметом амуниции, имеющим складную конструкцию, для выгребания грунта пользовались боевые части германской армии в начале 1940-х годов. Лопатка пятиугольной формы, с тремя «рёбрами» жесткости и заостренным лезвием. Сохранилась в отличном состоянии. К сожалению, неизвестно, как она оказалась в этом доме. Возможно, была принесена с войны как трофей или просто найдена на нашей территории. Известно ведь, что Валуйский округ находился под оккупацией с июля 1942-го по январь 1943-го. Сейчас подобные находки времён войны встретить удается нечасто.
В этом же доме был обнаружен старый утюг начала 1950-х годов, который можно отнести к одним из первых электрических экземпляров, появившихся в СССР. Модель утюга предполагала наличие съёмного электрического шнура, а на внутренней стороне корпуса расположен нагревательный элемент. Учитывая безусловное преимущество электрического бытового прибора перед наплитным и духовым, стоил он огромных денег. И, тем не менее, его покупали, потому что это была очень удобная и необходимая в хозяйстве вещь.
Ещё один старинный предмет, найденный здесь же, — навершие для прялки, которая раньше была в каждом доме и являлась неотъемлемой частью крестьянского быта. К деревянному навершию привязывалась кудель, предназначенная для прядения. Его плоскую часть (лопасть) обычно украшали резные декоративные мотивы. В нашем случае — это пересекающиеся бороздки, которые образуют узор в виде мелкой сеточки. Кропотливая работа! Кстати, навершию более 100 лет.
Другой музейный даритель, купив старый дом уже не в городе, а в черте округа, наткнулся на довольно интересную посуду и столовые приборы 1950–1960-х годов. Кроме того, обнаружил большой кованый металлический гвоздь, относящийся по времени изготовления к первой трети XX века. Кстати, такие гвозди представляют немалый интерес для коллекционеров. На то есть несколько причин. Во‑первых, ковать их умели только самые мастеровые кузнецы. Во‑вторых, вы никогда не найдёте двух одинаковых гвоздей. И, наконец, это довольно редкая находка. Полагаю, вам приходилось когда‑либо слышать о зданиях, что построены «без единого гвоздя». Задумывались, почему? Может, это делалось специально, чтобы показать высший класс строительного мастерства? Нет, всё намного прозаичнее. Гвозди были недешёвым товаром, для постройки они требовались в большом количестве, поэтому многие дома строились без них.
И последний случай из нашей музейной практики произошел буквально на днях. Человек приобрёл жилье в областном центре и обнаружил там оставленное от прошлых хозяев живописное произведение известного белгородского художника, члена Союза художников России. Имя его приводить не буду, отмечу только, что автор пейзажа — участник многочисленных выставок и пленэров, проходивших, в том числе, и в Валуйском городском округе. Полотно, написанное в 1999 году, прекрасного качества и в отличной сохранности, выполненное на высоком профессиональном уровне, оказалось просто никому не нужным… Но мы благодарны новому владельцу этой картины за то, что сберёг её и передал в наш музей.
Здесь судьба произведения, как и множества других предметов искусства, памятников истории, получит новый виток. Мы говорим спасибо каждому неравнодушному, кто прежде, чем выбросить что‑либо, на первый взгляд, никчемное, остановился, задумался. А вдруг это история? Вдруг ценность? И может, здесь, в музее, старая вещь обретёт новую жизнь?
Главный хранитель Валуйского историко-художественного музея,
член Союза журналистов России Наталья Иващенко