Жители Валуйского городского округа отметили Всемирный день театра. В канун этого события корреспондент сетевого издания Олеся Гаргун побеседовала о праздниках и буднях, проблемах и достижениях с заслуженным работником культуры РФ Ольгой Слепневой, возглавляющей старейший коллектив, Народный театр «Все свои».
А начиналось с того, что в 60-х годах прошлого века из Харькова прибыла театральная актриса Елена Мордвинова и собрала вокруг себя энтузиастов сценического жанра. Благодаря таланту Елены Францевны, труппа буквально за три года заслужила звание Народного театра.
— Чем встречаете год?
— Первого февраля организовали «капустник» с работниками культуры районного Дворца культуры и спорта. Весёлым получился, посмеялись и отдохнули. Сценарий понравился, пожелали повторить его в День культработника. Пригласили нас принять участие и в празднике Межпоселенческой библиотеки, – эмоционально сообщила Ольга Васильевна. – Ну, а главное для нас, как всегда, – подготовка спектакля. В нынешнем году на апрель запланирована премьера комедии «Любовь до потери памяти» автора Красногорова.
— В прошлом году, когда я спрашивала, над чем работаете, – тоже была комедия. Называлась, если не ошибаюсь, «Земля, где сбываются мечты».
— Да, раньше я отдавала предпочтение классическому репертуару, но в последние годы зритель не очень его принимает. Вкус формируют СМИ. Манипулируют сознанием населения, приучая к «развлекаловке» и бездумию. Но и комедия может быть со смыслом, чему‑то учить. Вот и выбираем что‑нибудь полезное. В развитии души человека, её тонких струн, которые ведают сердечностью, отзывчивостью, благородством, вижу своё призвание. А в наше время этих чувств, как ни прискорбно, стыдятся. Зато когда удаётся разбудить их, показать зрителям, то радость бывает обоюдная, – и в зале и на сцене, – быстро, горячо говорила моя собеседница. Ведь служение Мельпоне – смысл жизни Ольги Васильевны. Нельзя не вспомнить и про её единомышленника — заведующую постановочно-литературной частью Людмилу Вобликову, их совместное сотрудничество насчитывает более 45 лет!
— Ещё Гоголь отмечал, что театр – это кафедра, с которой можно много доброго сказать миру. Людские души нуждаются в том. Не случайно не сходят с театральных сцен его комедии почти 200 лет, – продолжала Ольга Васильевна.
— А как с кадрами, по‑прежнему непросто?
— В этом году удалось задействовать коллегу по районному Дворцу культуры и спорта Бориса Трышкина. Одну из ролей в новой постановке сыграет Анастасия Кравченко. В Центре культурного развития она организовала собственный молодёжный театральный коллектив, к тому же заочно получает режиссерское образование. А Егор Найдёнов собирается стать профессиональным актёром, пока набирается опыта, участвуя в наших постановках. Из Рождествено на репетиции приезжает учащаяся школы Маша Коробова.
Пока Ольга Васильевна не без гордости перечисляла актёров, готовящихся к ролям в премьере «Любовь до потери памяти», в комнату вошёл юноша. Познакомились: «Пётр Золотарёв, студент медотделения Валуйского колледжа. Способностями наделён всесторонними», – представила его Слепнева. Конечно, захотелось спросить о том, что молодому человеку даёт участие в качестве самодеятельного артиста.
– Порой сам удивляешься, когда в тебе открывается что‑то новое, а потом и в жизни помогает приобретённый психологический опыт, прочувствованный в сыгранном образе, – доверительно ответил Пётр.
Ольга Васильевна вспомнила былые дни, когда народные театры ежегодно участвовали в конкурсах.
— Соревновательность, обмен опытом становились стимулом к взаимообогащению, развитию самодеятельного творчества, – почувствовалась лёгкая ностальгия в тоне моей собеседницы. Из подобных «гастролей» возвращались с званием лауреатов или Дипломами не ниже второй степени. Но пришла перестройка, и подобные мероприятия постепенно сошли «на нет». В 1993 году в Сочи возили постановку «Свои люди – сочтёмся». В 1996 году в Белгороде представили мини-спектакль «Семеро смелых» и стали лауреатами конкурса агитбригад. Популярным был раньше этот малый театральный жанр, потерявший, видимо, в новой действительности свою актуальность, а как метко подмечались и вскрывались злободневные проблемы, тексты писали сами. Так, за постановку с красноречивым названием «Про войну, про мир без нытиков, про детей и про политиков» коллектив получил звание лауреата Всероссийского фестиваля «Театр малых форм». Сценарий, написанный Ольгой Слепневой, был отмечен грамотой Союза писателей.
Вспомнила моя собеседница и свою первую самостоятельную творческую работу. Ею в 1972 году стала драма-феерия Леси Украинки «Лесная песня». Сценарий был непростой, изображал и пожар, и полёт журавлей, и смены времён года. Насыщенная прекрасной музыкой, удачными световыми эффектами и другими интересными режиссерскими и инженерными находками, постановка на областном фестивале любительских театров получила премию имени М.С. Щепкина.
С тех пор жители и гости Валуек познакомились более чем с 30 премьерами. На сцене были представлены различные жанры – классика, драма, комедия, водевиль и прочие. Каждые три-четыре года коллектив «Все свои» подтверждает звание Народного, для чего приезжает специальная комиссия. В последние годы зрителям особо запомнились такие постановки, как «Принцесса Кру», «Мамуля», «Земля, где сбываются мечты» и другие. Кстати сказать, комедия «Мамуля» (в главной роли Александр Мартыненко) в 2017 году стала дипломантом областного фестиваля любительских театров на соискание премии имени М.С. Щепкина.
Затейлива, непроста жизнь Народного театра «Все свои». Благодаря стремлению к самопознанию, психологизму, заложенных в русском характере, не иссякнет этот творческий родник, и спектакли в исполнении валуйских талантов будут иметь своих поклонников.