У многих вызывает сомнение утверждение, что удалённо можно чему‑то научиться. У стандартного формата обучения, когда ты в одной аудитории с педагогом и контактируешь с ним, определённо есть преимущества, но у онлайна свои плюсы.
«Онлайн-обучение будет выигрывать, потому что у человека есть запись курса, и он может пересмотреть её несколько раз, параллельно изучить другой источник, нажать на паузу и обдумать услышанное, — объясняет Александр Ляльченко. — Ещё одно преимущество онлайновых площадок — это моментальная обратная связь. Например, ты решаешь математический пример, и тебе моментально приходит ответ: верно ты решил или нет. С точки зрения обучения, это очень классная вещь».
Другая сторона вопроса эффективности онлайн-обучения — это навыки, на улучшение и развитие которых нацелен образовательный процесс. Если это когнитивные навыки, например, математика, то ей учиться онлайн удобно и комфортно, а вот чувственный опыт дистанционно прокачать сложно.
«Например, массаж или публичные выступления, то есть всё то, что подразумевает под собой поведенческий навык — проигрывает в данном формате по одной простой причине. Человек не может получить обратную практическую связь, поэтому ему сложно сделать процесс на 100% эффективным. Особенно, если мы говорим об обучении с нуля. Здесь онлайн подходит разве что для профессионалов, которые улучшают свои навыки и умения».
Если подобным навыкам, связанным с телом и чувствами, хочется научиться с нуля, то желательно личное участие эксперта, чтобы он давал непосредственную обратную связь и влиял на процесс обучения.
Чтобы не потеряться в море возможностей и грамотно спланировать образовательный процесс, Александр Ляльченко рекомендует первым делом чётко определить, что хочется изучить и зачем. Затем спланировать время и подготовить рабочее место.
«Необходимо регламентировать время: когда вы учитесь, а когда нет. И завести отдельное специальное место для учёбы. Важно чётко поделить пространство на зоны и обозначить для себя, что здесь вы только учитесь с этого и до такого времени. И на этот период минимизировать раздражающие факторы. Такие шаги позволят повысить эффективность учебного процесса», — отмечает эксперт.
У каждого человека собственный набор отвлекающих факторов, но есть схожие проблемы. Первая — отсутствие чёткого понимания цели обучения. Это распространённая ошибка, которая изначально ведёт образовательный процесс по неэффективному пути. Учёба ради учёбы не даёт результата и не позволяет грамотно структурировать материал относительно своих целей.
«Вторая ошибка — это наша попытка научиться всему и сразу, — рассказывает Александр Ляльченко. — Например, почему у нас в стране так всё плохо было с футболом? Детей просто выпускали на поле, давали мяч и говорили: «Играйте». В это же время на западе был структурированный процесс обучения. Сначала дети 10 минут осваивают технику сильного удара, потом ещё 10 — точного удара. Лишь после того, как оба навыка освоены по отдельности, их начинают объединять. Поэтому общей рекомендацией будет — не учиться всему и сразу, а разделять сложный навык на составные элементы и прорабатывать каждый отдельно».
Не стоит забывать об обратной связи. Эксперт отмечает, что важно продумать инструмент, который бы моментально сообщал о том, насколько правильно вы выполняете упражнения и практические действия. Ключевой элемент здесь — скорость ответа. Это позволяет вовремя скорректировать обучение.
«Третья ошибка — недостаточная интенсивность на начальном этапе. Если мы осваиваем навык с нуля, то наша задача — дать максимально высокую интенсивность проработки, чтобы в мозгу зафиксировалась идея, как это действие правильно совершать. Например, если на протяжении 20 лет каждый день чистить по одному апельсину, то скорость чистки вряд ли изменится. А если вас однажды за один присест попросить почистить 100 апельсинов, то наверняка в голове выработается стратегия, которая позволит чистить апельсины в несколько раз быстрее. И это за один день, а не 20 лет».
К отвлекающим факторам относятся социальные сети, компьютеры с установленными играми, сериалы. На этот счёт у Александра Ляльченко готов лайфхак — заводить отдельную учётную запись для учёбы. В ней должны быть заблокированы социальные сети, игры и доступы к развлекательным программам.
«Обязательно рекомендую использовать получение похвалы и подкрепления обучения. Одна из самых значимых проблем заключается в том, что у человека отсутствует привязка. Я должен что‑то сделать ради туманной перспективы, которая будет актуальна через пять лет. У человека должно быть понимание, что, если он сейчас учится, это хорошо, а потому ему нужны положительные подкрепления и поощрения за каждый акт учёбы».
Похвалу нужно разумно соотносить с затраченными силами — за 10 строчек текста не нужно награждать себя неделей лени. Награда должна соответствовать объёму работы.
Универсального механизма, как заставить себя учиться, не существует. Стандартные советы по мотивации могут не сработать в каждом конкретном случае, потому что каждый человек уникален, и у каждого внутри собственный мотивационный профиль.
Ключом к разгадке, что же поможет конкретно мне, является понимание того, что больше всего привлекает. Для одних это долгосрочная перспектива, например, в будущем поступить в вуз мечты, а для других важна ситуативная реакция — мама похвалит, начальник не поругает.
«Универсальный совет — изучите себя и свои привычки. Постройте процесс обучения на основе прошлого опыта, то есть так, как вы уже раньше успешно учились. Воспроизведите те условия».
Обучение — это преодоление себя, потому что в процессе человек осваивает то, чего до этого не делал. Такие вещи не будут сразу получаться так, как этого возможно хочется. Поэтому на начальных этапах и наблюдается момент внутреннего сопротивления относительно ожиданий и реальности.
«Если мы сталкиваемся с подобным сопротивлением, что у меня это не получается, мне не нравится терпеть неудачу, то это состояние нужно преодолевать и прорабатывать. Возможно, обращаться к психологам, возможно, самостоятельно. В зависимости от того, насколько тяжёлое сопротивление и насколько самому человеку важен результат».