15 февраля 2024 года отмечается 35-летие вывода советских войск из Афганистана. Афганская война, которая продолжалась с 1979 по 1989 годы, стала испытанием для Ограниченного контингента советских войск, выдержать которое удалось благодаря мужеству и преданности своей родине каждого солдата. Среди тех, кто за тысячи километров от дома встал на защиту мирных жителей Афганистана от террористических группировок и поддерживал дружественное правительство в борьбе за собственную независимость, были и воины – пограничники.
Николай Дашков родом из Рождествено. После школы поступил в Алма-Атинское Высшее пограничное командное ордена Октябрьской Революции Краснознамённое училище КГБ СССР имени Ф.Э.Дзержинского. Выбор был им сделан вполне осознанно. В его родне есть и бывшие, и действующие пограничники. У парня было с кого брать пример. Когда один из родственников, офицер-пограничник, гостил в семье, то предложил Николаю поехать посмотреть училище - понять, его ли это дело, границу защищать. Оказалось – его! Юноша успешно выдержал вступительные экзамены. С физподготовкой проблем вообще не было – Николай был крепкий, выносливый, увлекался охотой.
Дашков вспоминает тогдашнего начальника училища, Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Матвея Кузьмича Меркулова, и вот в какой связи. Тот ничуть не стесняясь, то ли в шутку то ли всерьёз говорил, что мечтал стать механизатором, а стал, к сожалению, генералом. И хоть и с хитрецой, но внимательно смотрел на молодых ребят, приехавших поступать «на пограничника». Выросший в семье рабочего-сапожника, Меркулов, несмотря на понятную занятость, присматривался к парням из рабочих семей, сдающим экзамены в училище. Если кто-то из них, что называется, завалил какой-то предмет, но желание стать офицером читалось в глазах, генерал давал такому парню шанс. Но уж если тот учился спустя рукава или замечен был в залётах - разговор у начальника училища с таким курсантом был короткий.
Думаю, здесь уместно будет в двух словах рассказать, кто такой был Матвей Меркулов. Участник Великой Отечественной войны, он был удостоен высокого звания за мужество и героизм,проявленные при форсировании реки Висла и удержание плацдарма. В конце 1960-х годов при его непосредственном участии на одном из участков границы на востоке страны наши воины-пограничники разгромили специально подготовленную хорошо вооружённую бандгруппу численностью 80 человек при минимальных потерях со своей стороны. Эта операция является одной из самых успешных за всю историю пограничных войск КГБ СССР.
А мы вернёмся к нашему герою. После окончания училища в 1984 году молодой офицер по распределению отправился в Прибалтику.Служил заместителем начальника одной из погранзастав. В 1988 году Дашкову поступило предложение поехать в Афганистан, выполнять интернациональный долг. В том же году он прибыл в одну из мотоманевренных групп Термезского погранотряда, дислоцировавшуюся у города Мазари-Шариф. На родине остались супруга и двухлетний сынишка.
Несколько ранее, в этой же мангруппе воевал наш земляк, кавалер ордена Ленина Александр Густенко, также окончивший Алма-Атинское погранучилище. 10 марта 1987 года он героически погиб в ходе операции по ликвидации крупного бандформирования, боевики которого накануне обстреляли реактивными снарядами советский приграничный райцентр Пяндж (Таджикистан).
Термезский погранотряд охранял Советско-афганскую границу. Охранял не только посредством погранзастав по линии границы, но и с сопредельной территории Афганистана. Стокилометровая зона в Афганистане вдоль линии разделения государств тоже была под ответственностью пограничных войск.
Для контроля ситуации на сопредельной стороне в Афганистане располагались несколько мотоманевренных групп. Также от этих ММГ были заставы-точки в различных местах, где в этом была необходимость; в горах, на перевалах. Или охранение стратегических объектов, таких как мосты. Например, Хайратонский мост в районе Термеза охранялся со стороны Афганистана пограничниками.
«Задача была такова: борьба с бандгруппами в зоне ответственности. Чтобы территория Советского Союза была прикрыта от диверсий, жители спокойно жили и работали. Бандформирования были большой численности, до нескольких тысяч человек. В них - хорошо вооружённые и обученные иностранными инструкторами в лагерях Пакистана, опытные боевики. Им с честью противостояли наши двадцатилетние парни – пограничники, и это не громкие слова. Громили духов крепко. Они же по комсомольским путёвкам к нам приходили, мотивированы были, и дисциплина соблюдалась строжайшая. В учебном центре - курс молодого бойца, потом на заставу месяца на три-четыре. А затем уже в Афган. Но боец к этому времени уже подготовлен был. И ещё. Уж если случалось в бою, что всё, окружили, не пройти к своим, - подрывали себя, но в плен не сдавались. Такие парни были», - вспоминает Дашков.
Афганистан запомнился лютой жарой и пронизывающим холодом, да ещё афганцами, которые в любую погоду - в галошах на босу ногу.
Жили погранцы в земляках, как в песне, в три наката. Как-то раз эти накаты и спасли, вспоминает Дашков. У духов были китайские реактивные снаряды, для запуска которых вместо направляющих применялись листы шифера. Снаряды укладывался между волнами, производилось примерное прицеливание в направлении наших войск и… один из них прилетел прямиком в землянку, но легендарные три наката выдержали. Ещё из воспоминаний. Как-то Дашкову довелось увидеть БТР, своим ходом, на честном слове и на удаче, вернувшийся с боевого выхода на трёх уцелевших колёсах из восьми.
Сопровождали колонны с гуманитарными грузами из Хайратона в кишлаки. Везли зерно, сахар, муку, одежду. В кишлаке раздавать продукты помогали старейшины. Оказывали медпомощь населению; когда приходила колонна, к сержанту-медику крестьяне выстраивались в очередь за простой медпомощью.
«Восток – дело тонкое и сложное. Бывало, крестьян загоняли в банды под угрозой убийства их семей. Постепенно, далеко не сразу, но ситуация менялась в нашу пользу. В населённых пунктах стояли наши части, а так же подразделения афганской милиции – царандоя. Люди видели, мы не только воюем, мы несём добро. Строились заводы, к примеру, Мазари-Шерифе открыли завод азотных удобрений, по всей стране возводились системы орошения полей. Люди пошли работать, стали получать деньги, пусть скромно, но обеспечивать семью. Становилось лучше с продовольствием. Дети стали учиться в новых школах, заработала система здравоохранения. У меня был радист Али из афганских пограничников. Он хорошо говорил по-русски, в свое время учился в Кирове на каменщика. Так вот он говорил, что они, афганцы, рано или поздно построят такое же общество, как в Советском Союзе. Но случилось, как случилось», - говорит Николай Фёдорович.
Пришло время уходить. 15 февраля 1989 года Дашков вместе с боевыми товарищами прикрывал выход армейских подразделений по Хайратонскому мосту на территорию СССР. Около 16 часов того же дня его подразделение вышло с территории Афганистана. Тогда же достал из кармана «смертные» патрон и гранату.
Некоторое время Дашков служил в мангруппе, дислоцировавшейся в районе Термеза; прикрывали границу от проникновения бандгрупп, которые в тот период активно пытались провести диверсии на нашей территории.
В конце 1989 года вернулся в Прибалтику, прослужил там два года до распада Советского Союза. Затем перед пограничниками была поставлена задача по охране тогда еще административной границы Псковской области. Позже, она стала Государственной границей Российской Федерации. На псковских рубежах пограничники пресекали попытки контрабанды: от ширпотреба до цветных металлов; занимались обозначением границы, установкой пограничных знаков.
С 1999 года Дашков служил на российско-украинской границе; начальником ОКПП «Валуйки», затем заместителем коменданта. Затем уволился на пенсию в звании подполковника.
«Выслуги у меня - одних только «календарей» 33, а со льготными и боевыми около 50 лет набирается», - говорит Дашков.
Его супруга Елена Викторовна большую часть жизни отдала службе на границе. Сын тоже хотел пойти по стопам родителей, стать офицером-пограничником, но судьба распорядилась по своему – он энергетик, с семьёй живет и работает в Белгороде.
А Николай Фёдорович вместе с ветеранами - пограничниками помогает своим товарищам, которые приболели – возраст такой; или если кому-то помощь нужна, к примеру, забор помочь поправить. Чтобы знали они, что не одни, не брошены. И делают это ветераны - пограничники невзирая на звания - сержант ли, капитан ли. Границу они вместе охраняли, в бой плечом к плечу ходили.
«А ещё рыбалка летом, живность для себя выращиваем. Вообще, тут у нас уютный уголок. Вон, кабанчик сюда осенью заглядывал, - показывает Николай Фёдорович в окно, за которым в кормушке лакомятся угощением синички. - А лиса в умывальник дворовый носом тычется, бывает - умыться, видно, хочет; непуганое нынче зверьё».
О своих наградах Дашков говорит скупо. Парой слов обмолвился лишь о боестолкновении, за которое получил свою первую медаль - «За боевые заслуги». Знаю, что и других наград у него немало. Это как вехи службы, за выполнение тех или иных заданий командования, говорит Николай Фёдорович. Но фотографироваться в кителе с наградами, что называется, при «полном параде», наотрез отказался.
Затронули в разговоре и фильм «9 рота». Мнение Дашкова таково: несмотря ни на какие недостатки или ляпы, в фильме показано главное – сила духа простых русских солдат, стоявших на своём рубеже до последнего патрона, до последнего вздоха. И это никакое не преувеличение. Свидетельством тому – подвиг пограничников 12-й заставы Московского погранотряда и 6-й роты псковского десанта. И детям надо рассказывать о пограничнике Карацупе, лётчике Маресьеве, других настоящих героях. Хотя и трудно достучаться до поколения, живущего в TikTok, но делать это нужно.
В преддверии памятной даты Николай Фёдорович пожелал своим товарищам – афганцам крепкого здоровья и мирного неба. Помолчав, добавил:
«Сейчас я, да и многие люди в нашей стране твёрдо осознали, что в Афганистане - всё было не зря. Мы сохранили нашу Родину, спокойную жизнь для наших людей, для наших детей. Нашим ребятам, которые сейчас на фронте - силы духа и удачи! Пусть знаю и помнят - наше дело правое, победа будет за нами!»