У Павла Егоровича Литвинова красивый, ухоженный внутри и снаружи домик в Карабаново, добротные постройки во дворе. Всё дышит уютом, ко всему заботливый хозяин приложил руку и вложил душу.
Когда он появился на пороге, статный и подтянутый, с доброй улыбкой, и пригласил в дом, то заставил засомневаться: неужели ему 90 лет? Пусть слегка опирается на трость, но её даже не замечаешь за энергичной походкой; плечи широко расправлены, глаза приветливо лучатся. И чем больше общаешься с ним, тем прочнее убеждение, что ему удается обмануть возраст. Светлый ум, память способна воспроизвести прошлое до мельчайших подробностей, живой интерес ко всему окружающему — всё это никак не укладывается в образ девяностолетнего старика.
Именно к такому относится Павел Егорович. Родился в 1931 году в селе Карабаново, в голодные времена. Старшие брат и сестра умерли от голода, а он с братом Александром выжили. Только подросли — грянула Великая Отечественная. Отец, Егор Иванович, отправился воевать. Когда пришли фашисты, Павлу исполнилось 11 лет. Он хорошо помнит те месяцы, когда хозяйничали вражеские солдаты, потом пришли советские войска, освободили Карабаново и окрестные села. Стали восстанавливаться хозяйственные и административные органы власти, жизнь постепенно перешла на мирные рельсы. Однако предстояло много трудиться, чтобы помогать воюющей армии, снабжать её продуктами и всем необходимым. В колхозе «1 Мая» в Карабаново закипела работа в поле, на ферме. Выживали сами и фронту помогали. Уже в 12–13 лет Павел вместе со взрослыми, кто остался в селе после призыва в армию мужчин, управлялся в поле — сеяли, пахали на коровах и быках, собирали урожай всем миром. В августе 1943 года в дом Литвиновых пришло извещение из военкомата, их называли похоронками. Марии Ивановне сообщали, что её муж погиб близ Синявино, в Ленинградской области, где шли ожесточенные бои. Было Егору Ивановичу 38 лет. Так Павел остался за старшего из мужчин и стал заботиться о семье взамен погибшего отца. Мать до конца жизни осталась солдатской вдовой, сама растила, поднимала, учила двух сыновей.
Пять лет работал Павел в растениеводстве, в 1947 году в колхоз пришли трактора ХТЗ, стал прицепщиком. В 1948 году он закончил в Короче школу агролесомелиораторов, вернулся в хозяйство и стал активно заниматься посадкой полезащитных лесополос. Это был один из приёмов внедрения новой технологии, молодёжь взялась за дело.
Однако юношу это не совсем устраивало, ему хотелось получить специальность, что пригодилась бы везде и на всю жизнь, а реализовать её можно и в городе, и в селе.
Вместе с товарищами поехал на Донбасс, в Сталинскую область (сейчас Донецкая), поступил в горно-промышленное училище. Здесь обучился слесарному делу и, как положено в то время, два года должен отработать на предприятии. Пошёл на крупный завод с солидным оборудованием и большими цехами. На практике освоил самые разные станки промышленного образца, изучил оборудование. С завода призвали в армию, три года отслужил в десанте, в Белоруссии. Десантные войска были созданы в нашей стране в августе 1930 года, то есть Литвинов им почти ровесник. ВДВ в его жизни — особая страница, которую он не перевернул насовсем, уйдя в запас, а постоянно следит за развитием, успехами крылатой гвардии.
Вернувшись из армии, дальнейшую трудовую биографию связал с малой родиной. Сначала устроился в МТС, техника которой обслуживала колхозы. Пошёл слесарем, но была большая нехватка токарей, перевели на эту должность. Не хватало деталей для сельскохозяйственной техники, автомобилей, достать их в те годы было трудно, а специалистов по изготовлению можно пересчитать по пальцам. Литвинов стал к станкам и выполнял все заказы. Делал качественно, оперативно, с молодых лет вкладывал душу в порученное дело.
1960 год для него знаменательный: пригласили в Борчанское СПТУ, где было много техники для обучения будущих механизаторов, которые пополняли ряды колхозных и совхозных специалистов. Тут Павел Егорович развернулся во всю мощь и реализовал себя как прекрасный профессионал. Для ремонта техники изготовлял все необходимые детали, заготовки, слава о нём далеко распространилась. Со всего района ехали к нему за помощью, он никому не отказывал и всех выручал. 37 лет отдал училищу, ушёл на заслуженный отдых в 66 лет.
Несколько директоров сменилось за годы его работы, последний период, перед уходом на пенсию, директором был Станислав Шевченко. В недавнем разговоре со Станиславом Васильевичем назвали имя Литвинова. Бывший директор высказался о нём теплыми словами.
«Это не только специалист высочайшего уровня, которому подвластны все станки, оборудование, в том числе промышленного уровня, — вспоминал Шевченко. — Павел Егорович мог изготовить любую деталь. Душевный, отзывчивый человек, шёл всем навстречу. Кто бы к нему ни обращался, он всех встречал с улыбкой, добродушно. Из многих колхозов приезжали с просьбой выточить деталь, он всем помогал. Мы с коллегами вспоминаем его с глубоким уважением. С мастерами Строжевским, Олейниковым недавно общались, они от имени всего коллектива просили выразить Павлу Егоровичу глубокую благодарность за труд и дружбу. Желаем ему доброго здоровья, долголетия в его юбилей».
В конце 60-х и в 70-е годы стали оборудоваться ремонтные цеха в колхозных мастерских, надо было научить токарей практическим навыкам.
56 лет прожил Литвинов с любимой супругой Ниной Сергеевной. Уж 10 лет, как её не стало, но до сих пор при воспоминании о ней у него слёзы на глазах. Её фотографии, вышивки крестом в позолоченных рамках — на самых видных местах в зале, она словно рядом. Её любят и помнят. Столько лет прошло, а Павел Егорович говорит о знакомстве с ней, первом свидании, последующей жизни словами романтического стиля. Когда учился и работал ещё парнем на Донбассе, то приезжал домой. Вместе с товарищами ходил на посиделки, танцы, где собиралась молодёжь из соседних сел и хуторов — Бабки, Высокого, Буреломного. Домой возвращались поздно все вместе, потому что дорога шла лесом, девушек провожали до калитки. В лесу он и познакомился с Ниной, она жила в Буреломном.
Сельская красавица, хорошо пела и танцевала, статная и ладная, она сразу ему приглянулась. Подружились, проводила в армию и три года ждала. В 1955 году возвратился со службы, поженились.
Жили сначала в родительском доме, потом построили свой. Родились дочь и сын, появились внуки, правнуки. В заботах, труде не замечали летящих годов. Понимали друг друга с полуслова, помогали и поддерживали во всём. У Нины Сергеевны работа была трудная, в полеводческой бригаде приходилось выполнять различные наряды, по семь гектаров сахарной свёклы выпалывала. Брал тяпку и отправлялся помогать ей, чтобы управиться скорее. И так во всем, более чем полвека. Говорят, у каждого человека есть его половинка, она ходит по свету и ищет вторую. У Литвиновых обе половинки удачно соединились в одно целое.
Павел Егорович до сих пор не может смириться с уходом жены в мир иной, с горем помогают справиться дети, внуки и, конечно, труд. Занимается огородом, садом, держал пчёл, теперь пасеки нет, возраст не позволяет ухаживать за пчелой.
Жизнь, считает он, удалась, в том числе и семейная, без этого не бывает полного человеческого счастья.
У Павла Егоровича логическое мышление, как и речь. Он с охотой комментирует события, факты, историческое прошлое, словом, всё, что было в его жизни, а подтверждением служат документы, аккуратно сложенные в семейном архиве. Время от времени он их просматривает, и перед его взором предстают картины прошлого. Вот письмо-похоронка от 1943 года с сообщением о гибели отца. Сам он его могилу не смог посетить, а сын его, Евгений, побывал под Синявино, поклонился памяти деда, чья фамилия значится в числе павших на обелиске. Много Почётных грамот, Благодарностей, юбилейных медалей в честь круглых дат Великой Победы и Советской армии, медаль ветерана труда.
Самые дорогие, ценные связаны с военным периодом — удостоверение «Ветеран Великой Отечественной войны» и ещё одно — к медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Каждая старая фотография, каждый документ хранят семейные традиции и являются немыми свидетелями его большой жизни.
А ещё в архивном уголке ветерана имеются атрибуты, которые ему очень дороги. Он трепетно относится к ВДВ, воспоминания о службе в десанте посещают его часто. Дорожит удостоверением о 18 прыжках с парашютом. В те годы не было такой красивой формы, как сейчас, и Евгений, зная любовь отца к крылатой гвардии, подарил ему тельняшку, голубой берет, большой шелковый флаг — символ ВДВ с девизом «Никто кроме нас».
День образования этих войск 2 августа — его личный праздник, и он не прочь примерить берет. Настольная книга, тоже подаренная детьми, рассказывает о славном пути десантных войск, о командующем Василии Маргелове, личность которого Литвинов считает легендарной. Ветеран интересуется всем, что связано с армией, недаром его любимый телеканал — «Звезда».
«У меня большая и дружная семья, чему я рад и чем горжусь, — говорит Литвинов. — Кто может похвалиться, что только близкой родни 16 человек!».
У Павла Егоровича двое детей, четверо внуков и пятеро правнуков, старший уже отслужил в армии и вернулся домой. В их семье все мужчины прошли путь солдата, он уверен, что так будет и дальше.
Дочь Татьяна получила специальность слесаря КИП и автоматики, всю жизнь проработала на Валуйском сахарном заводе. Сын Евгений — генеральный директор автотранспортного предприятия «Домодедово», оно обслуживает семь районов Подмосковья. Недавно губернатор Московской области Андрей Воробьёв вручил Евгению Литвинову Почётную грамоту за долголетний добросовестный труд.
У Павла Егоровича есть все основания гордиться потомками и быть спокойным за их будущее. Они не уронят честь отца, деда и прадеда и семейным традициям не изменят. А традиции типичны для нормальной российской семьи: жить в ладу и гармонии с самим собой и всеми окружающими, трудиться на общее благо и для благополучия семьи, в наследство оставлять в первую очередь морально-нравственные ценности, остальные приложатся сами при прочном стержне, при здоровом корне. А он надёжный в их фамилии, то есть семье, и это основа здоровых ветвей, молодых побегов древа.
Не проходит дня, чтобы не звонил телефон, не приезжали дети и внуки. Зовут к себе насовсем, но он пока остаётся в своём гнезде. Сельский житель привык к деревенскому укладу, любит землю, нравится копаться в огороде, встречаться с соседями запросто, как привык. Сварит вкусный обед, угостит им. Дети и внуки пытались отговорить, мы, дескать, сами приготовим, отдыхай. Не хочет, пока сам управляется, в сарае несколько кур и петухов, во дворе Шарик на цепи, в доме кот Борис. Одиночество не чувствует, с ним рядом его родные люди.
Счастлив ли он? Вполне, считает Павел Егорович. Хорошее трудовое прошлое, надёжная семья — его опора в пожилом возрасте, постоянная забота. В чём секрет активного долголетия? Ответ его короток и прост: «Надо трудиться, а не жить праздно. Я работал всю жизнь, детей к этому приучал и сейчас не хочу сидеть сложа руки». Дочь его, Татьяна, согласна с этим.
«Родители с самого детства приучали нас с братом помогать по хозяйству, на огороде, мы всё умели делать, — говорит она. — И нам завещали так же своих детей растить, а главным богатством считать дружную семью. Недаром говорят: крепка семья — крепка Россия».
Дедушка для младшего поколения — пример во всём. Прожили они более 50 лет с бабушкой и ни разу голоса не повысили в разговоре друг с другом, не то чтобы ссорились.
15 марта у Литвинова 90-летний юбилей, на него соберется вся его многочисленная родня. Будут поздравления, признания в любви и уважении, но трудно подобрать эпитеты, образные выражения и поэтические строки, чтобы передать словами все чувства к этому замечательному человеку. Живите долго, дорогой Павел Егорович, и пусть будет не слабо дотянуть до ста!