Валуйская звезда

Только объединившись можно победить смуту. Валуйчане отметят День народного единства

4 ноября 2020, 05:55ОбществоФото: ivbg.ru

4 ноября православные молятся перед Казанской иконы Божией Матери, просят, чтобы она покрывала нашу землю от всякого зла, укрепляла веру.

День народного единства введён в календарь как государственный праздник в 2005 году, а история его берёт начало в далёком 17 веке. В этот день отмечается важнейшее событие: освобождение Москвы от польско-литовских захватчиков. Народное единение, консолидация всех сословий помогли тогда спасти Отечество от гибели, грозившей России из‑за всеобщего несогласия, озлобления и жестокости.

Время лихолетья, названное Смутным, затронуло все стороны русской жизни – экономику и идеологию, власть, внутреннюю и внешнюю политику. После правления Ивана Грозного и при его преемниках между различными династиями началась борьба за власть.

Нравственность пришла в упадок. Измена, предательство стали нормой жизни. Смута, можно сказать, во‑первых, началась в головах. Один за другим объявлялись самозванцы, претендующие на трон. На Москву шёл всякий вооружённый сброд. К осени 1611 года поляки заняли столицу и другие русские города на западе. Шведы захватили Новгород и побережье Финского залива. Для престола был приготовлен и кандидат в «русские цари». Дело шло к подчинению православной Руси папе Римскому.

Во время так называемой Семибоярщины захватившие власть в свои руки изменники-бояре составили грамоту, где говорилось, что государство «отдаётся на волю польского короля». Дело оставалось лишь за тем, чтобы сей документ подписал Патриарх Гермоген, остававшийся в той ситуации единственным законным носителем власти. Но он, невзирая на угрозы своей жизни, отказался сделать это.

На первый план служения предстоятеля Церкви выступила защита государства, не отделимая от защиты веры.

«…Всех благословляю умереть за Православие, но только не отречься», – писал он, обращаясь к народу.

Гермоген призывал подняться против врагов, освободить страну и отстоять отеческую веру. Во многие города рассылал Патриарх свои грамоты, имеющие огромное влияние на людей. Поляки, поддерживаемые русскими предателями, заточили его в подземную келью в Чудовом монастыре, стали морить голодом. И тогда уже монахи Троице-Сергиевой Лавры начали отправлять по всему Московскому государству письма, которые наставляли народ, «…чтоб унимали грабёж, сохраняли братство и, как обещались положить души свои за дом Божией Матери и за чудотворцев, и за веру, так бы и совершали».

В Рязани сформировалось первое ополчение. Его предводителем стал Прокопий Ляпунов. В состав ополчения влилось войско атамана Заруцкого и остатки тушинских войск, которые поддерживали Лжедмитрия. Ляпунов пообещал всем боярам и дворянам, которые примут участие в ополчении прощение, волю и жалование. Вступили в Москву, осадили Кремль и Китай-город. Но войско в силу разброда и шатаний, царивших в его рядах, не смогло победить поляков. Между казаками, крестьянами и дворянами начались разногласия, межсословные противоречия.

Восстановить государственность не удалось. Казаки убили Ляпунова, ополчение распалось. Смоленск оказался в руках поляков, а Новгород и Псков у шведов.

Осенью 1611 года в Нижнем Новгороде начинается формирование второго народного ополчения. Его предводителем стал земский староста Кузьма Минин, человек энергичный, честный и набожный. Большой организаторский талант, любовь к Родине и горячая ненависть к захватчикам выдвинули его в «отцы» Второго земского ополчения. Он стал его душой.

«Не жалеть животов наших, да не токмо животов — дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто‑нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдёт такое великое дело. Я знаю, только мы на это подвинемся, так и многие города к нам пристанут, и мы избавимся от иноплеменников», – говорил он, обращаясь к горожанам.

Призыв Кузьмы Минина получил самый горячий отклик у нижегородцев. По его совету они жертвовали третью часть своего имущества на ополчение. Сам Минин отдал не только «всю свою казну», но и серебряные и золотые оклады с икон и драгоценности своей жены. В ополчение вступали крестьяне, посадские люди и дворяне.

Возглавил освободительное движение князь Дмитрий Пожарский. Знатного, но обедневшего рода, он уже не раз отличался на полях брани. К тому же и человеком был честным, бескорыстным, справедливым. Для руководства ополчением был создан “Совет всей земли„ из выборных людей. Затем сформировали правительство и приказы, т. е. была повторена схема государственного управления, которая действовала до Смуты. Только объединившись и преодолев сословные разногласия, наши предки смогли разгромить интервентов.

Осенью 1611 года земские ополченцы были уже под Москвой, но польский король, выслав большое войско, опередил их, и пробиться в столицу не удавалось. Тогда русичи наложили на себя строгий трёхдневный пост. Усилили они и молитву Царице Небесной перед Её Казанской иконой. Святой образ пребывал с защитниками по совету Патриарха Гермогена. Сам же предстоятель не дождался освобождения. После девяти месяцев заточения он умер от голода. Велика роль Патриарха в преодолении Смуты, но, к сожаленью, мало кто из современных людей знает это имя и помнит подвиг священномученика, отдавшего жизнь за веру и Отечество.

22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года земское ополчение штурмом взяло Китай-город. После короткой, но жестокой битвы воины взошли на стены, заняли все его улицы. Польский гарнизон отступил в Кремль. Однако голод и холод вскоре заставили врагов сдаться. Спустя пять дней они открыли ворота, вышли и сложили оружие и знамена к ногам победителей.

Царь Михаил Фёдорович, ставший первым самодержцем из рода Романовых, установил празднование Казанской иконы Божией Матери в память об этом событии, прекратившем лихую Смуту. По нынешнему календарю оно выпадает на 4 ноября. В этот день православные молятся Царице Небесной перед Её иконой, просят, чтобы Она покрывала нашу землю от всякого зла, укрепляла веру. Настало время молиться о сохранении духовных и нравственных основ жизни, на которых испокон веков держалась Русь.

Авторы:Олеся Гаргун