В военном билете моего деда Василия Ефимовича Быкова, выданном Валуйским Курской области военным комиссариатом, указывается: «призван по мобилизации Валуйским РВК Курской области и зачислен в 41-й гвардейский миномётный полк – старший телефонист с 16.01.42 по 13.10.45; наименование военно-учётной специальности: связисты, проволочники артиллерийской части; наименование должностной квалификации: старший телефонист; военное звание: гвардии рядовой».
Первые полгода войны у деда была бронь: он работал слесарем в Валуйском паровозном депо, нужно было ремонтировать подвижной состав для обеспечения быстрой и бесперебойной доставки огромного количества войск, боевой техники и вооружения. Потом бронь была снята. Попрощался Василий Ефимович с женой, сказал: «Береги детей». Обнял троих мальчишек, прижал совсем маленькую дочь (ей ещё и семи не было) и быстро пошёл в сторону вокзала. Тамара Васильевна хорошо запомнила, как они долго стояли у ворот и молча смотрели вслед удаляющемуся отцу.
Службу Василий Ефимович начал в 41-м гвардейском миномётном полку реактивной артиллерии 14-й армии, с которым дошёл до Берлина. Полк был сформирован в Московском военном округе, в составе действующей армии в 1942 году прибыл на Карельский фронт.
О войне на Кольском полуострове говорят мало, а между тем он занимал большое место в планах гитлеровцев: Мурманск — незамерзающий порт, Кировская железная дорога, связывавшая Мурманск с центром страны, имела стратегическое значение для доставки военных грузов, привлекали фашистов и природные богатства Кольской земли, особенно месторождения никеля, необходимого для германского военно-промышленного комплекса и экономик союзников Германии. Поэтому немецкие войска получили директиву: захватить город в кратчайшие сроки. Для достижения целей на арктическом театре военных действий была сосредоточена армия «Норвегия» в составе двух германских и одного финского корпусов, которую поддерживали часть сил пятого воздушного флота и ВМС Германии. Огромная сила! Им противостояла советская 14-я армия, занимавшая оборону на Мурманском и Кандалакшском направлениях. С моря 14-ю армию прикрывали корабли Северного флота.
41-й гвардейский миномётный полк, в котором служил Василий Быков, принял участие в наступлении в апреле 1942 года на рубеже реки Западная Лица, а затем до осени 1944 года находился в обороне.
Своеобразные природные условия Севера (тундра, скалистые горы, бурные реки), отсутствие дорог мешали использовать танки и артиллерию, боевые действия велись в трудных условиях. Действия 14-й армии в основном ограничивались разведкой, диверсионными вылазками, поддержкой небольших партизанских отрядов и укреплением линии обороны. Быт бойцов был очень суровым: окопаться было негде, так как грунт промёрз на два метра, прятались от немецких снайперов за валунами и в расщелинах.
Изредка приходили письма из дома. Из них узнавал, что старший сын Володя (когда отец уходил на фронт, ему было 15 лет) работает на железной дороге, а Виктор, совсем ещё мальчишка, – на мельнице. Николай и Тамара помогают матери дома по хозяйству. Дети войны взрослели рано. Письма согревали душу, давали силы переносить все невзгоды. Понимал Василий Ефимович, ради кого воюет, ради кого жизнью рискует. Жена Мария Сергеевна да четверо детей – вот они для него сейчас Родина, которую надо защищать.
7 октября 1944 года началась Петсамо-Киркенесская наступательная операция советских войск. 14-я армия, которая стала основной боевой силой в этой операции, получила задачу уничтожить главные силы 19-го немецкого горнострелкового корпуса (корпус «Норвегия») и в дальнейшем продолжать наступление в направлении на Киркенес в Северной Норвегии. Задача была выполнена. Советские войска пересекли норвежскую границу и освободили город Киркенес и северные районы союзной Норвегии, тем самым было положено начало избавлению этой страны от немецко-фашистской оккупации.
Врага остановили не снега, не сопки, не тундра, а героизм и самоотверженность защитников Заполярья, в том числе и связиста Быкова. Красноармеец В.Е. Быков был награждён медалью «За отвагу». Ею награждались исключительно за личное мужество, за храбрость, проявленную на поле боя, поэтому эта медаль особо почитаема среди фронтовиков.
В наградном листе говорится, что старший телефонист взвода управления 3-го дивизиона 41-го Гвардейского миномётного полка гвардии рядовой Василий Ефимович Быков «в период наступательных боёв с 7 по 27.10.44 г. своей чёткой и смелой работой обеспечил дивизион бесперебойной связью. 18.10.44 г. при налёте вражеской авиации тов. Быков поддерживал связь; пренебрегая опасностью, остался на своём посту, мужественно и смело передавая приказания и арт. команды, чем способствовал успешному выполнению боевой задачи».
В 1944 году Президиум Верховного Совета СССР учредил медаль «За оборону Советского Заполярья». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 декабря 1944 года дед был награждён этой медалью. Вручили её только в январе 1973 года.
По окончании операции Карельский фронт на основании директивы Генерального штаба от 7 ноября 1944 года был расформирован, миномётный полк направлен в резерв, а в декабре 1944 года переброшен в Польшу в подчинение Ставки Верховного Главнокомандования. С 1 февраля 1944 года он воевал в составе 61-й армии 1-го Белорусского фронта.
Начались победные наступательные операции. С 14 января 1945 года миномётный полк принимает участие в Висло-Одерской операции, поддерживая соединения 89-го стрелкового корпуса, прорывающие оборону на реке Пилица. В результате этой операции была освобождена Варшава. Это сделало возможным наступление на Познань и Бреславль (Вроцлав) и успешное проведение Берлинской и Восточно-Померанской операций. В ходе боёв были почти полностью освобождены Польша и значительная часть Чехословакии. За участие в героическом штурме и освобождении Варшавы Василий Ефимович Быков указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 июня 1945 года был награждён медалью «За освобождение Варшавы».
Далее была Восточно-Померанская операция. Особенно тяжёлые бои шли за город Альтдамм (северо-восток Германии). Здесь у немцев были заранее подготовленная оборона и значительные силы. 20 марта Альтдамм был взят. Телефонист взвода управления 3-го дивизиона 41-й гвардии миномётного Печенгского ордена Александра Невского гвардии красноармеец Василий Быков в наступательных боях проявил мужество, отвагу и находчивость, за что был представлен к ордену Красной Звезды. В представлении так описывается его подвиг: «В бою за город Альтдамм противник неоднократно подвергал артиллерийскому обстрелу участок, по которому проходила телефонная линия, связывающая командный пункт с огневыми позициями. Десятки раз т. Быкову приходилось восстанавливать связь, устраняя порывы под огнём противника, рискуя собственной жизнью. В самый напряжённый момент боя было замечено скопление пехоты и танков противника, готовившегося для контрудара, дивизиону была дана команда «огонь» по скоплению пехоты, и в этот момент порвалась линия. Тов. Быков нашёл повреждённое место, но соединить концы было невозможно, т. к. вырвало довольно большой кусок кабеля. Под руками же не было ни куска провода. С огромным трудом т. Быкову удалось взять кабель в руки. Употребляя все свои силы, он стянул концы и сжал места порыва в вытянутых намоченных руках. Результатом этого явилось то, что залп был в нужное время дан, и контратака противника была сорвана».
А дальше — освобождение западной части Восточной Померании, Берлинская наступательная операция. За участие в героическом штурме Берлина Быков был награждён медалью «За взятие Берлина», а за участие в боевых действиях — медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.». 25 сентября 1945 года дед был демобилизован.
Дочь солдата Тамара Васильевна Загребина бережно хранит эти и другие награды отца. В День Победы надевал Василий Ефимович ордена и медали, выпивал фронтовые «сто грамм» и долго сидел, о чём‑то задумавшись, иногда смахивал слезу. О войне рассказывать не любил, говорил, что тяжёло вспоминать, потому многие детали его фронтовой жизни я узнала не от него, а восстановила по документам военных лет. Жалею, что не обо всём его расспросила.
Я побывала в тех городах, которые освобождал мой дед: в Люблине, Вроцлаве, Варшаве, Берлине. На рейхстаге есть его победная точка — роспись. Среди тысяч других я её не смогла рассмотреть, но горжусь, что мой дед её поставил.