В год 75-летия Победы все мы ещё и ещё раз вспоминаем героев Великой Отечественной — наших земляков, воздавая заслуженную дань памяти поколению, прошедшему военное лихолетье и поднявшему страну из руин. Не лишним, однако, будет напомнить, что один из валуйчан стал героем через 20 с небольшим лет после окончания войны, в далёкие мирные шестидесятые годы прошлого столетия. А ведь люди, которые принесли пользу стране, достойны того, чтобы о них не забывали.
Далеко не все валуйчане знают, что в испытаниях одного из первых прототипов ставшего легендарным истребителя Су-27 принимал участие наш земляк, лётчик-испытатель ОКБ П.О. Сухого Евгений Соловьёв.
Строки его биографии довольно скупы. Евгений родился 1 января 1931 года в Валуйках. В родном городе окончил среднюю школу, а в 1949 году — Одесскую специальную школу ВВС. Затем, после окончания в 1952 году Чугуевского военного авиационного училища лётчиков, был в нём лётчиком-инструктором, служил в строевых частях ВВС.
В 1958 году, окончив школу лётчиков-испытателей, Соловьёв перешёл на лётно-испытательную работу. Трудился в лётно-исследовательском институте (в настоящее время — Государственный научный центр РФ «Лётно-исследовательский институт им. М.М. Громова»), затем в ОКБ Павла Сухого. Участвовал в испытаниях самолётов Су-7Б, Су-9, Су-11, Су-15, Су-17, Су-24, Су-25 и их модификаций. Случалось лётчику-испытателю Соловьёву и катапультироваться из истребителя во время испытательного полёта.
22 июля 1966 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за освоение новой военной техники и проявленные при этом исключительную выдержку, отвагу и героизм Евгению Степановичу Соловьёву было присвоено звание Героя Советского Союза. В этом же году Соловьёв окончил Московский авиационный институт.
Однако подчас очень дорогой ценой приходится платить за то, чтобы новая техника проложила себе дорогу в небо. 7 июля 1978 года в полёте на проверку электродистанционной системы управления, самолёт Т-10–2 — второй лётный прототип истребителя Су-27, пилотируемый лётчиком-испытателем Героем Советского Союза Евгением Соловьёвым, попал в неисследованную область резонансных режимов и разрушился. Летчик, пытаясь спасти машину, погиб.
Есть в Рязанской области небольшое село Криуша. Своё название оно получило от названия извилистой реки, которая пересекала нынешнюю территорию поселения. Именно здесь, неподалеку от окраины села, стоит обелиск на месте падения опытной машины.
«Трагическая деталь: рядом, буквально в десятке метров, годом ранее, в июле 1977-го, рухнул прототип фронтового бомбардировщика Су-24, унёсший жизнь летчика-испытателя первого класса Владимира Кречетова. Так и стоят рядом два обелиска погибшим лётчикам, ценою своих жизней давших путь в небо грозным боевым машинам», — рассказала специалист администрации Криушинского сельского поселения Марина Рябова.
В 2010 году в этих местах полыхали лесные пожары, довольно сильно пострадала и Криуша. Обелиски, стоявшие среди горящих деревьев, почернели, обуглились, но выстояли. Жители села восстановили жильё, отстроили новую школу и детский сад, Дом культуры и больницу. Собравшись на субботник, обновили и памятники и сейчас ухаживают за ними. В администрации Криушинского сельского поселения уверили валуйчан: обелиски были, есть и будут под присмотром. И это главное — людская память — вот что дорого.
Заслуженный лётчик-испытатель СССР Евгений Соловьёв жил в городе Жуковский Московской области, там и похоронен. Награждён орденами Ленина, Октябрьской Революции, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, медалями. В Жуковском на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.
Боевые машины Су-27, которым Соловьёв дал путёвку в небо, многие валуйчане видели во время памятного показа группового пилотажа «Русских витязей» над городом 12 июля 2013 года, в день 70-й годовщины танкового сражения под Прохоровкой.
На Аллее Героев в Валуйках установлен бюст Герою Советского Союза, нашему земляку Евгению Соловьёву, прожившему короткую, но яркую жизнь, посвящённую небу и Отечеству, и заслужившему уважение нынешних поколений.