Вот и наступил юбилейный 2020 год, год 75-летия Великой победы советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Страшной ценой человеческих жизней, громадной разрухой городов и населённых пунктов, морем людского горя достигалась эта победа.1418 дней и ночей сражались наши отцы, деды и прадеды с самым страшным и бесчеловечным зверем на нашей планете — фашистами Германского рейха и их сателитами.
Можно ли забыть эти события в истории Отечества, в истории нашего советского народа, в истории многонационального Союза советских социалистических республик. Сегодня, когда прошло уже 75 лет после окончания разгрома фашистской Германии, когда всё меньше и меньше остаётся живых свидетелей этой Победы, когда сменилось уже несколько поколений, фальсификаторы пытаются исказить историю, принизить роль СССР в этой Победе и посеять в умах молодого поколения фальшь, а порой и ненависть к России.
Сегодня, когда современные средства информации достигли глобального размаха и появилась возможность получить через интернет любую информацию о любом событии, в том числе и искаженную, фальшивую, недостоверную, возросла опасность для нашей молодёжи заразиться вирусом неверия в историю нашего Отечества и Великой Победы.
Вот почему необходимо усилить работу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, чтобы заложить тот фундамент, основанный на любви к Родине, к её историческому прошлому, чтобы на нём росло и развивалось последующее поколение, способное передавать эту любовь своим детям и внукам. В этом велика роль и ответственность нашего поколения — поколения, родившегося в 40-х годах, кто соприкасался с живыми источниками Победы, кто впитал дух патриотизма от участников в Великой войне.
На всём протяжении истории нашего Отечества краеугольным камнем в воспитании подрастающего поколения был вопрос патриотического воспитания молодёжи. Эта важнейшая проблема всегда беспокоила государство и общество от великих русских князей до великого Советского Союза. Именно тогда, когда старшее поколение уделяло самое серьёзное и первостепенное значение решению этой задачи, Русь, Россия, Советский Союз одерживали победу над внешними врагами, отстаивали честь, свободу и независимость Родины, спасали от порабощения своих детей, жён, стариков, не щадя своей жизни. И если в прежние времена школа, церковь и государство объединяли свои усилия в патриотическом воспитании молодого поколения, то в двадцатом веке из этой триады выпало одно влиятельное звено в деле воспитания — церковь. Однако когда наступил критический момент для страны и для всего советского народа, государство обратилось к церкви за помощью ради спасения Отечества. И советский народ, воодушевлённый подвигом наших предков, святых и светских, победил самого коварного врага человечества — фашизм.
На волне Победы нашего народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов государство и школа воспитывали патриотов нашей Родины через героический пример Советской Армии, живых участников войны и тыла, проводя с ними встречи, создавая музеи и памятники в честь героических подвигов старшего поколения. Октябрятские звёздочки, пионерские отряды, комсомольские группы в 50–80-е годы прошлого столетия могли не просто организовать встречи с участниками Великой Отечественной войны, но и прикоснуться к их орденам и медалям, обагрённым кровью солдата. А сидя на коленях у ветерана Великой Отечественной войны, при фотографировании на память у священной братской могилы они, словно губка, впитывали этот патриотический дух. И школа, а прежде всего учителя, играла здесь ключевую роль.
Но вот наступили девяностые годы прошлого столетия, пришло снова «смутное» время. Кому взбрело в голову запретить октябрятское, пионерское и комсомольское движение школьников, отнять землю и технику у сельских ребят, отлучив их от сельского труда. Будто они мешают развитию демократии и являются политическими противниками новоиспечённой власти? Ценности и традиции великого русского народа, народов СССР заменили на общечеловеческие ценности, но уже без патриотизма, стержнем которого являются любовь к своей малой родине и труд во имя её процветания.
Но, как известно, школа — это достаточно консервативная структура общества в хорошем смысле этого слова. И мы не перестали воспитывать детей в духе преданности нашей Родине. Но у себя в школе мы поняли, что одних усилий школы, педагога явно недостаточно. Школе нужны социальные партнёры в воспитании патриотов. Школа не должна находиться в замкнутом пространстве, словно зародыш цыплёнка в яичной скорлупе. Вот почему мы позвали к себе на помощь родителей, общественные организации, учреждения культуры и дополнительного образования, весь микросоциум, в котором мы живём. Мы пришли к выводу, что патриот — это не временное явление. Это образ жизни, начиная с рождения и до глубочайшей старости. И каждая ступень с учётом возрастных особенностей прирастает и наполняется духом патриотизма, чтобы раз и навсегда нам дым Отечества был сладок и приятен.
Создав социокультурный комплекс на селе, где школа стала ядром и координирующим центром воспитательной работы, мы объединили усилия более десяти наших социальных партнёров в патриотической работе.
На основе общего плана действий, с учётом специфики и особенности того или иного учреждения и социокультурного института, мы не столько теоретически способствуем формированию личности сельского жителя-патриота, сколько через практические дела воспитываем любовь к малой родине, к нашему родному святому Белогорью, через экскурсии, поездки и походы по историческим местам способствуем формированию чувства законной гордости, что мы являемся предками великого народа и его великих подвигов. И не случайно в школах нашей области с первого сентября введён предмет «Белгородоведение». Он призван не только дать сумму знаний о нашей малой родине, но помочь школьникам через систему внешкольных и внеурочных мероприятий формировать патриотические качества личности. Мы делаем всё возможное, чтобы не прервалась связующая нить поколений. Всем селом по инициативе школы мы создавали рукописную книгу «Память». В ней были собраны материалы, рассказывающие о героическом боевом и трудовом подвиге наших односельчан в годы Великой Отечественной войны. К 70-летию Великой Победы вышел второй том этой книги, который писали правнуки защитников нашего Отечества.
На пришкольном участке заложен и уже даёт свои плоды фруктовый сад «Память» в честь 65-летия Прохоровского танкового сражения, где на Белгородской земле был сломан хребет фашистским завоевателям. А в канун 70-летия Победы всё село участвовало в закладке берёзовой аллеи «Бессмертье»: школьники, молодёжь вместе с родителями посадили более 300 берёзок. Столько наших односельчан не вернулось с фронта.
Надо было видеть, с какой гордостью несли портреты своих прадедов во время акции «Бессмертный полк» 9 мая. А когда вечером 8 мая всё село собралось на митинг-реквием «Свеча памяти», где проходила перекличка живых и мёртвых ветеранов голосом их правнуков, сердце односельчан сжималось в комок, и на глазах у многих были слёзы.
Созданный полвека назад наш школьный музей превратился в музей села, который ежегодно посещают тысячи односельчан и гостей нашего села. Он ежегодно пополняется самыми различными экспонатами, которые несут сюда дети и жители села, чтобы сохранить память об историческом прошлом нашего края.
Все эти и многие другие мероприятия находят финансовую поддержку из средств ученической производственной бригады. В ноябре 2015 года нашему селу исполнилось 335 лет, а колхозу «Красный Путиловец» — 85. И хотя его сегодня уже нет, тем не менее его бывшее существование сыграло неоценимую роль в жизни каждого жителя нашего села и в целом в развитии сельского социума.
Как ни странно, но именно ученическая производственная бригада нашей школы стала инициатором и организатором юбилейной даты колхоза «Красный Путиловец». Грандиозный праздник этих юбилейных дат в жизни села собрал столько народа, что наш огромный по своим размерам Дом культуры не смог всех вместить. С чувством законной гордости поднимались на сцену бывшие члены ученической производственной бригады, бывшие колхозники для вручения им подарков и сувениров за их благородный труд хлебороба, доярки, овощевода, строителя, водителя автомобиля, работника бухгалтерии. Какое обилие собственной продукции было представлено на выставке, в том числе и выращенной учениками школы.
Объединив усилия всех социальных партнёров и социума, школа стала консолидирующим ядром формирования патриотических качеств личности сельского жителя с рождения и до глубокой старости.
Хочу особо подчеркнуть место и роль учителей гуманитарного цикла в патриотическом воспитании школьников и молодёжи, в первую очередь учителей истории и литературы. Но что меня беспокоит сегодня как учителя истории? Это учебники истории. К сожалению, патриотизмом от них и не «пахнет». А если учесть тот факт, что уходят из школы советские учителя истории, сами пропитанные духом патриотизма и способные вести уроки так, что этот дух патриотизма буквально вкладывался в душу ребёнка, то возникает вопрос. Способны ли сегодня молодые педагоги, которые воспитаны на выхолощенных от героических подвигов учебниках, воспитывать патриотов нашей Родины, если они сами часто путают, кто победил фашистскую Германию — СССР или Россия.
Сегодня, когда благодаря смелой и решительной международной политике нашего Президента Владимира Путина, Россия снова уважать себя заставила и Запад, и Восток, очень важна всенародная патриотическая поддержка нашего государства. Всё лучшее, что было связано с работой по патриотическому воспитанию личности во все времена, в том числе и в советское время, надо брать на вооружение и с успехом использовать. Об этом неоднократно говорит наш президент.
В ноябре 2020 года нашему селу исполнится 340 лет. Всё село соберется на этот праздник. Самой различной тематики будут представлены выставки односельчан и школьников. А когда на заключительном этапе концерта на сцене Дома культуры сводный хор детей и взрослых, участников художественной самодеятельности, запоёт гимн нашего села, в котором звучат слова: «Люблю тебя, Отчизна моя малая, Шелаево — российское село!», — подпевает хору. И это тоже патриотизм.