В зале №1 художественного отдела Валуйского историко-художественного музея, посвящённого творчеству основателя музея Александру Игнатьеву, собраны его произведения, вещи и предметы, принадлежавшие мастеру. Посетители с интересом знакомятся с картинами, созданными мастером живописи.
На видном месте в зале — крупный скульптурный портрет Игнатьева из дерева, его автор — Константин Кошкин, член Союза художников СССР. Познакомились они в Киргизии, где наш земляк прожил почти всю жизнь, и его творчество связано с этой республикой (теперь — отдельное государство). Кошкин тоже некоторое время жил и творил в Киргизии, он дружил с Игнатьевым и увековечил его образ в скульптурном бюсте.
О Константине Кошкине стоит рассказать более подробно. Он родился в 1912 году, умер в 1993-м. Творческая биография связана со многими местами большой страны — Москвой, Подмосковьем, Киргизией, Крымом (Севастополь).
Он создал много скульптурных композиций, бюстов и памятников выдающихся людей, в основном военачальников, героев флота, Героев Советского Союза. В годы Великой Отечественной прошёл военными дорогами несколько фронтов, удостоен орденов и медалей за отвагу и мужество.
В 1988 году Кошкин создал бюст своего друга художника Игнатьева. Александр Илларионович пожелал передать его Валуйскому музею, который в то время уже действовал. Произведение искусства по железной дороге отправилось в Валуйки.
Игнатьев сразу написал об этом директору музея Юрию Сысоеву, беспокоился, доставлен ли он по назначению, и просил поблагодарить автора Константина Кошкина за столь щедрый дар музею.
Игнатьев пишет в послании, что неплохо бы и в местной газете сообщить о пополнении его новым экспонатом, при этом подчёркивает, что с районной газетой установились прочные связи, и есть договорённость регулярно извещать валуйчан о новых экспонатах.
Рассказывая об истории бюста Игнатьева, научный сотрудник Евгения Филатова добавила, что в фондах музея хранится немало писем Александра Илларионовича, в которых он интересуется жизнью музея, пополнением его новыми картинами. Ради этого он обращался к своим коллегам-художникам с просьбой помочь молодой Валуйской картинной галерее сформировать экспозиции.
Многие откликались на просьбу и дарили свои работы, о чём Игнатьев сообщал землякам и даже рисовал эскизы, как лучше разместить в залах, на стенах ту или иную картину. От того, на какой высоте она будет размещена, при каком освещении, зависит восприятие ее посетителями. Как профессионал высокого уровня, он хорошо разбирался в этом и давал советы музейным работникам.
Письмо, адресованное в связи с поступлением бюста, характеризует нашего земляка как патриота, мецената и опекуна своего детища.
«Нашему учреждению культуры более 50 лет, за это время выросло новое поколение жителей, сменился (и не раз) коллектив музея, но мы, пришедшие позже, с благоговением относимся к памяти Александра Игнатьева, преклоняемся перед его талантом и восхищаемся его усилиями по созданию музея. Читаем его письма, и, кажется, он рядом с нами, беседует, советует, то есть ощущение его присутствия не покидает нас», — поделилась Филатова.
И, конечно, музейщики рассказывают посетителям об истории деревянного бюста. Художник изображён со слегка склоненной головой, рука касается подбородка.