Не у каждого человека в жизни случаются ситуации, когда от принятого им решения зависят судьбы и жизни многих людей. И, наверное, к счастью, так как цена выбора бывает слишком высока…
Именно такой момент выпал на долю Леонида Полевничего, машиниста электропоезда №6605 депо Валуйки. Один из самых обычных будничных рейсов внезапно потребовал от него молниеносной реакции и самоотверженности, от которых зависели жизни десятков пассажиров...
Леонид Полевничий родился 2 августа 1949 года в посёлке Уразово. С самого детства он был очарован железной дорогой и мечтал стать машинистом. После окончания школы в 1966 году он поступил в Луганское профессиональное техническое училище №49. Получив специальность слесаря-сборщика, устроился на Луганский тепловозостроительный завод, где работал до призыва в армию.
Отслужив, Леонид Полевничий поступил в Харьковское железнодорожное училище ГПТУ № 23. После получения диплома в 1973 году вернулся на малую родину уже дипломированным специалистом. Устроился работать помощником машиниста в депо Валуйки, быстро освоил тонкости управления электропоездом и вскоре осуществил мечту - сам стал машинистом. В это же время без отрыва от производства окончил Харьковский техникум железнодорожного транспорта по специальности электротяговое хозяйство железных дорог и получил квалификацию техника-электромеханика.
Сослуживцы и знакомые отмечали любовь Леонида Полевничего к своей профессии, трудолюбие и тягу к знаниям. Эти качества проявлялись не только на работе, любое дело спорилось в его руках. Он сам построил дом для своей семьи, организовал кооператив для газификации улицы Озёрной, на которой жил…
11 августа 1994 года Леонид Полевничий вместе с помощником машиниста Сергеем Индиным и проводницей Валентиной Сотниковой вышел в обычный рейс по маршруту Валуйки-Купянск. Техническое состояние поезда было, как всегда, тщательно проверено - ведь от исправности каждого узла и механизма зависела не только комфортность поездки, но и безопасность.
Электропоезд из шести вагонов забрал со станции Валуйки около 600 человек и двинулся в пункт назначения со всеми остановками. Этот рейс, как и многие другие до него, должен был пройти без происшествий. Однако судьба распорядилась иначе.
Навстречу электричке следовал грузовой состав №2726 из Купянска, состоящий из 69 цистерн, часть из которых была заполнена нефтепродуктами, а другие оставались пустыми. Поезда поравнялись почти сразу после того, как электричка миновала родной посёлок Леонида – в 14 часов 32 минуты.
Внезапно одна из цистерн по неизвестной причине сошла с рельсов и выскочила на встречный путь, по которому двигался пассажирский электропоезд. Леонид Полевничий в это время находился в кабине один: помощник машиниста обходил вагоны и добрался уже до последнего, проводница находилась с пассажирами в середине состава. До неожиданно возникшего препятствия оставалось несколько метров, и у машиниста несущейся на полной скорости электрички практически не было времени на раздумья. Но он и так знал, что делать: в этот критический момент мысли машиниста были сосредоточены только на одном - спасении людей. Он осознавал, что если начнется пожар, а двери вагонов останутся закрытыми, шансы пассажиров на выживание будут ничтожно малы. Поэтому он сделал всё возможное, чтобы дать людям шанс на спасение, потратив последние секунды перед столкновением на то, чтобы нажать кнопку открывания дверей.
Когда электричка с оглушительным грохотом столкнулась с цистерной, многие из тех, кто в ней находился, особенно в первых двух вагонах, были травмированы, некоторые потеряли сознание от сильного удара. В числе последних была и проводница Валентина Сотникова. Она вспоминает, что, придя в себя, сначала слышала только крики людей.
На место аварии прибыли медики, работники железной дороги, правоохранители. Благодаря открытым дверям, большинство пассажиров сумели покинуть вагоны быстро и самостоятельно. Но полностью избежать жертв было, конечно, невозможно. Из числа пассажиров наиболее пострадавших вагонов на месте погибло 16 человек, ещё трое умерли по дороге в Уразовскую больницу. Погиб и машинист электропоезда Леонид Полевничий. Когда его тело извлекли из покореженной кабины, врачи констатировали мгновенную смерть…
7 октября 1994 года самоотверженный машинист был посмертно награждён знаком «Почётный железнодорожник». В 1996 году улица Озерная в посёлке Уразово, на которой жил герой, была переименована в улицу имени Леонида Полевничего...