Вот и позади ещё один год нашей жизни. Напряжённым, непростым он войдёт в мировую историю. Какие тяжкие настроения рождались после информационных сообщений теленовостей. Свинцовое небо осени, простившейся с гомоном птиц, косяками улетевших в тёплые страны, долгожданные ожидания благодати дождя и первого пуха снега…
Как понятны мне доверительные признания прихожанки храма, обратившейся за поддержкой к Всевышнему в один из подобных дней. «Господи, хоть чем‑нибудь порадуй меня!» – воскликнула и потянулась к Евангелию. Нередко она с опасливым трепетом своего недостоинства обращается в самые трудные минуты к Святой книге. Открыла и на этот раз. «… не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь…» – прочла она, едва раскрыв страницу (10–11 стихи второй главы евангелиста Луки). Священное писание на 528 страницах о бесприютной жизни, учении, страданиях Христа, Его заветах, оставленных нам… Но именно эти строки апостола стали ответом на просьбу уставшей от жизни женщины. Обернёмся же мыслями и душой в ту ночь, принёсшую нам Спасителя, о чем мы так легко забываем, оставаясь один на один со своей земной суетой.
Была тёплая тихая ночь. Всё кругом спало, только пастухи бодрствовали, оберегая стада от нападения хищников и разбойников. Прилегли и овечки. Светили звёзды на небе, пастыри созерцали красоту окружающего мира. Вот-вот закончится время их дежурства у стада. Им на смену придут товарищи, отдыхающие пока под горой. Трудна и опасна служба пасущих стада их хозяев, бедна, неблагодарна их жизнь. Именно к ним и сошёл вдруг ангел Господень с небес, возвестивший великую радость. Поспешив утешить, посланник неба сообщил, что Младенца они найдут в пеленах, лежащего в яслях. И тотчас явилось многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»
Многие века люди ждали явления на землю Спасителя мира. Его рождение от Девы было предсказано пророками в Священном писании. И вот случилось вожделенное. В ту пору в далёкой римской империи на трон взошёл император Август. Он пожелал узнать численность населения в своих владениях, в том числе и на территориях, завоёванных предшественниками, куда относилась и Палестина. Каждый житель этой страны должен был явиться в город, откуда пошёл его род. Будущая Мать Иисуса жила в Назарете с Иосифом Обручником, назначенным Богом после смерти родителей Девы Марии оберегать Её девство. Оба они были из рода Давида, и надлежало им идти теперь в Вифлеем, чтобы внести свои имена в списках подданных кесаря.
Дальней была дорога и нелёгкой по горным тропкам. Город оказался наводненным прибывшими, когда они добрались сюда. Напрасно ходили уставшие путники по гостиницам и постоялым дворам. Свободных мест не было. Не встретили они и сочувствия. Пришлось остановиться на ночлег в одной из пещер, куда загоняли обычно в ненастье на ночь скотину.
В ту ночь и родился Иисус вдали от человеческого жилья среди соломы и сена. Да, ожидая пришествия Мессии, иудеи думали, что родится Он среди роскоши, во дворце и будет царствовать в блеске величия. Иерусалим превратится во всемирную столицу, а Мессия станет управлять всеми народами. Земного счастья вожделели иудеи. Могли ли они согласиться с тем, что Тот, Кого они ждут, родится в убогой пещере?
Не таковы были вифлеемские пастухи. Поспешив, они с радостью нашли ту пещеру и с благоговением взирали на Богомладенца. В Нём, пока слабом и беспомощном, они прозревали будущего Победителя ада и смерти. А потом… все дивились тому, о чем рассказывали им пастухи.
Другими свидетелями рождения Мессии стали чужеземные волхвы. Они явились к Спасителю из далёкой страны, ведомые светом необычной звезды, которая указывала им место рождения Христа, то появляясь, то исчезая на небе. До сих пор ученые-богословы пытаются понять природу того светила, теряясь в догадках. А она всё вела мудрецов с Востока и вела и направила их прямо в главный город Иудеи, Иерусалим. Много шума здесь наделали явившиеся необычные гости на верблюдах своими расспросами, но никто не мог им ответить, где родившийся Царь Иудейский.
Когда волхвы покинули стены столицы, звезда вновь перед ними зажглась, и путешественники дошли вслед за нею до самого места, где находился Богомладенец рядом со Своей Матерью Пречистой Девой.
Сегодня выражение «дары волхвов» стало крылатым. Золото, ладан и смирну преподнесли они Новорождённому. Церковь так трактует их прикровенное значение: золото преподано Иисусу как Царю всего мира, ладан – главному Первосвященнику, смирна, которая использовалась в погребальных обрядах, – дар Тому, Кто примет смерть за грехи всех людей.
А Новый завет, вместо прежнего, Ветхого, принёс нам Сам Бог, принявший человеческую природу.
«Будьте милосердны, любите друг друга, следуйте Моим заветам, и уже здесь, на земле, приблизится к вам Царствие Небесное, дарована будет вечная жизнь», – сказал Христос, победивший смерть Своими крестными страданиями за грехи человечества.
Более двух тысячелетий отделяет нас от того евангельского времени, когда по земле ступали ноги Создателя. Как же важно следовать по пути, указанному Им, не сбиваясь с дороги. И как прекрасно обратиться всей душой к тем далёким временам, когда загорится на Рождественском небе первая звезда, свято сохранив пережитую радость в суете житейских забот.
«Обернуться бы к Тому, Кто есть источник тихого Света, о Котором поют при трепете свечей на вечерней службе в храме и Который есть Христос. А каков наш свет? – спросить бы себя. Не является ли то, что называем в себе светом, своеобразной тьмой? Не потому ли мы не можем принести другому человеку настоящую радость, жизнь и спасение…», – наставляет в своей проповеди митрополит Антоний Сурожский.
Людмила Гаргун