25 января 2010 года при управлении социальной защиты населения была создана служба по устройству детей в семью «Татьяна». Название службы символично, её открытие совпало с праздником в честь Великомученицы Татианы, которая при жизни славилась добротой и милосердием, а её имя означает «устроительница».
За более чем 10 лет существования службы в неё обратились 136 человек, готовых подарить любовь, ласку ребёнку.
В этом году в «Татьянин день» служба отметила свой 11 день рождения. Работа «Татьяны» и её специалистов достаточно востребована. В нее всегда можно обратиться за советом и помощью, задать интересующие вопросы. И сегодня начальник управления социальной защиты населения Татьяна Антипова отвечает на самые актуальные из них.
— Татьяна Николаевна, что нужно для того, чтобы стать приёмным родителем?
— Для начала пройти Школу приёмных родителей, после чего кандидат получит свидетельство о её прохождении. Далее необходимо собрать пакет документов. Но самое главное — иметь огромное желание подарить свою любовь и ласку детям.
— Расскажите подробнее, что из себя представляет Школа приёмных родителей?
— Школы приёмных родителей действуют в России с 2000 года. С 2012 года обучение в них стало обязательным для всех, кто собирается взять ребёнка на воспитание. Сейчас такие школы есть во всех регионах России. Для того, чтобы приёмные родители смогли заменить ребёнку утраченную семью, одного их желания мало. Есть специфические проблемы, с которыми они столкнутся, и для их решения личного опыта недостаточно, даже если в семье есть дети. Когда речь идёт о приемном ребенке, нужен опыт и помощь специалистов. Получить их можно в Школе приёмных родителей.
— Каковы причины возможных нарушений во взаимоотношениях приёмных родителей и ребёнка?
— Приступая к воспитанию ребёнка, приёмные родители уже имеют в голове определённую программу действий, подкрепленную практическими примерами воспитания собственных детей. Но часто, спустя некоторое время, родители убеждаются в том, что зашли в тупик, а цель воспитания оказалась недосягаемой.
Одной из серьёзных причин возможных нарушений во взаимоотношениях между приёмными родителями и ребёнком является недостаток душевного тепла, эмоциональная холодность, излишняя рациональность и жёсткость отношений. В тех случаях, когда речь идёт о родных детях, формирование эмоциональной близости между ними и родителями происходит естественно и неосознанно.
Ребёнок, находящийся с раннего детства в условиях общественного воспитания, не всегда умеет проявлять эмоции, соответствующие какой‑либо конкретной ситуации. Часто он не осознаёт переживания окружающих его людей, не реагирует на них так, как от него ожидают.
Нужно быть готовым и терпеливо относиться к тому, что дети ошибаются. Когда у ребёнка одна за другой следуют неудачи, родители часто упрекают его в этом, и тому начинает казаться, будто никаких достоинств у него нет. Между тем, любые усилия ребёнка, даже те, которые не ведут к непосредственному результату, родитель может одобрить, дать понять, что видит его старания, даже если ребёнок не достиг больших успехов.
— Как вы считаете, каковы основные принципы воспитания, что нужно для формирования личности ребёнка?
— Родитель сам должен найти путь, почувствовать, что нужно именно его ребёнку, чего он ждёт. Поэтому речь может идти лишь о некоторых общих принципах во взаимоотношениях родителей с детьми. Попытайтесь сначала разобраться в поведении ребёнка, внимательно его выслушайте, а потом уже действуйте. Ваше первое впечатление о том, что происходит с ребёнком, а значит и ваша реакция, скорее всего, будут неверными. Не поддавайтесь искушению сравнивать его с другими детьми, в том числе и кровными, у которых, на ваш взгляд, больше достоинств. Ребёнок, живущий в вашей семье, всегда должен чувствовать, что он неповторим и что вы принимаете его таким, каков он есть.
Реагируйте не на все его проявления, которые вам не нравятся. В противном случае вы можете добиться лишь того, что закрепите нежелательное поведение. Если же при этом вы обращаете на него мало внимания в другие моменты, например, когда он хорошо себя ведёт, то ребёнок получает информацию: «Хочешь, чтобы взрослые обратили на тебя внимание — раздражай их».
Не копите недовольство. Многие родители, подобно коллекционерам, копят своё раздражение против детей. И однажды оно лавиной выплёскивается на сына или дочь. Вместо этого попытайтесь разобраться в своих чувствах, обсудите их с ребёнком.
Постарайтесь не быть многословным, говорите спокойно и твёрдо. Не поддавайтесь искушению включиться с ребёнком в бесплодный спор, который поведёт к выяснению, кто главнее. Главенство родителя, когда речь идёт о 7–12-летнем ребёнке, безусловно. В споре вы лишь подвергаете этот факт сомнению. В особых случаях, когда спор прекратить не удаётся, можно даже выйти из комнаты, показывая, что разговор закончен, решение принято и нужно переходить к другим делам.
Часто ребёнок противоборствует и таким образом пытается утвердить себя. «Я тоже взрослый, тоже самостоятельный, могу думать и принимать решения» — вот что бы он сказал, если бы мог сформулировать свои чувства. Чаще давайте ему почувствовать, что вы считаетесь с его мнением, что его суждения могут быть для вас авторитетными: «Давай вместе подумаем, посоветуемся, как нам лучше сделать».
Постарайтесь в своей семье не устанавливать много запретов. А те, которые существуют, нарушать нельзя никому – ребёнок должен быть уверен в этом. В противном случае любого ждёт наказание. При этом родитель должен быть последователен в своем поведении: если уж пригрозил наказанием, то угроза эта будет исполнена.
— А можно наказывать детей?
— Наказания в каждой семье свои. Физическое быстро снимает у наказанного чувство вины и препятствует её осознанию. Одновременно, оно передает ребёнку информацию: «Когда ты на кого‑то зол – бей». И последнее, наиболее трудновыполнимое пожелание. Если вы чувствуете, что вы не правы, имейте мужество признаться в этом. Чаще всего, боясь потерять авторитет, родители избегают признания в своей неправоте. Однако тем самым они подают ребёнку пример подобного поведения: упрямо стоять на своём, не желая объективно оценивать свои слова и поступки.
В конце хочется напомнить: не требуйте от ребёнка немедленных перемен. Ему нужно время, чтобы привыкнуть к «новой жизни». Даже взрослому бывает трудно сразу изменить своё поведение. Что уж говорить о ребёнке! Значительно полезнее будет, как можно раньше обратить его внимание на то, что уже удалось. Это придаст ему уверенности. Как раз в этот период, чтобы быть уверенным в себе, ребёнку особенно необходимо понимание со стороны взрослых, сопереживание его печалям и радостям, открытое общение, словом, всё то, в чём и проявляется истинная родительская любовь.