Время неумолимо уводит нас всё дальше от победного мая 1945 года. Прошло 75 лет – целая жизнь. Я родилась в 1950 году в селе Шелаево. Мои родители Михаил Фомич и Татьяна Лазаревна Князевы в годы войны были подростками, трудились на полях колхоза «Красный путиловец», пахали и сеяли на быках. И в послевоенные годы они целыми днями пропадали в колхозе, восстанавливали разрушенное войной хозяйство. А мы, дети (кроме меня родились две сестры – Зоя и Алла), оставались с бабушкой Александрой Васильевной. Помню, что дома были земляные полы, не было электричества и радио.
У бабушки до войны умер муж – Фома Павлович Князев. Он работал ветеринаром и заразился сибирской язвой. Бабушка одна воспитала двоих сыновей: Якова и Михаила, 1926 и 1930 годов рождения.
Портрет Якова висел у бабушки над кроватью. Она рассказывала, что когда сыну исполнилось 16 лет, его забрали в ФЗО в Москву, а оттуда на фронт. В 1944 году она получила извещение, что Яков пропал без вести в звании младшего сержанта. Бабушка получала надбавку к пенсии и говорила: за сына получаю. Но какими деньгами можно измерить горе матери!
Среди родственников Александры Васильевны, не пришедших с фронта, был её брат Селивёрст Васильевич Ханин. Он пропал без вести в начале войны, в октябре 1941 года. У него остались жена и сын.
Также не вернулся домой её племянник, сын сестры Евгении Васильевны — Борис Васильевич Косов, 1925 года рождения. Он воевал на 2-м Украинском фронте, 27 августа 1944 года получил медаль «За боевые заслуги». В бою за город Кладов в Югославии был связным при командире роты, невзирая на сильный пулемётный огонь противника, своевременно доставлял приказы на линию фронта. Получил тяжёлое ранение, но не покинул поле боя. Награждён орденом Отечественной войны II степени. Борис Косов умер от ран в госпитале 10 сентября 1944 года.
Над кроватью мамы висел портрет её отца – нашего дедушки, Лазаря Васильевича Шальнева. О нём писала газета «Валуйская звезда» в номере от 18 декабря 2019 года. Мама рассказывала, что её папа был коммунистом. Когда он воевал, а Шелаево оккупировали немцы, родные боялись, что их расстреляют. Фашисты уже включили их в расстрельные списки, но не успели выполнить задуманное: наши войска освободили село.
Лазарь Васильевич пропал без вести под Сталинградом в июне 1942 года. Мама часто говорила, как плохо ей без папы.
Ещё она вспоминала случай периода оккупации. Она носила молоко в чайнике на приёмный пункт немцев. Один раз ей повстречалась колонна советских военнопленных. Один из них спросил, что в чайнике? Узнав, что молоко, взял его и стал разливать по каскам своих товарищей. Тут подбежали конвоиры с собаками, закричали по‑немецки и погнали пленных дальше.
Давно ушли в мир иной наши бабушки и дедушки, родители, теперь мы сами стоим у этой черты. Наше поколение семьи Князевых достойно жило и трудилось: Зоя Михайловна – на железной дороге, Алла Михайловна – бухгалтером, я, Валентина Михайловна, – обувщиком. Теперь эстафету подхватили наши дети: Татьяна – экономист, Николай – строитель, Надежда – адвокат.
Моя дочь Надежда Ельцова со своим мужем Сергеем и детьми Михаилом и Ксенией постоянно принимают участие в акции «Бессмертный полк». 9 мая они снова пройдут в колонне с портретами своих дедов и прадедов.