Епископ Валуйский и Алексеевский Савва поздравил со Светлым Христовым Воскресением. В сегодняшний Великий день сердечно поздравляю всех вас, всечестные отцы, боголюбивое монашество, возлюбленные о Господе братья и сестры, со Светлым Христовым Воскресением!
Вот уже почти две тысячи лет Церковь возвещает всему миру Благую Весть: Христос Воскресе! И весь сонм угодников Божиих от апостолов до новомучеников и исповедников Российских своей жизнью и смертью единодушно свидетельствует: воистину Воскресе! Вся истина и вся радость Евангелия заключены в этом пасхальном благовестии! По сути, это самый важный факт нашей веры, ибо «если Христос не воскрес, – говорит апостол Павел, – то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор. 15, 14). Весть о Воскресшем Спасителе настолько глубоко трогает сердце верующего человека, что в течение всего сорокадневного празднования Пасхи христиане постоянно повторяют её, как бы пытаясь насытить свою душу бесконечной пасхальной радостью. А преподобный Серафим Саровский целый год христосовался со всяким к нему приходящим, тем самым свидетельствуя, что в душе, истинно стяжавшей Духа Святаго, каждый день Пасха.
Говоря о величии сегодняшнего «праздника праздников и торжества из торжеств», святитель Григорий Нисский называет «настоящий день даже радостнее будущего [всеобщего воскресения]: тогда по необходимости будут плакать те, грехи которых откроются; ныне — между нами нет печальных. Ныне и праведник радуется, и не очистивший свою совесть имеет возможность и надежду исправиться через покаяние. Сегодняшний день устраняет всякую скорбь, и нет человека, который бы не находил утешения в торжестве Праздника».
Однако даже в этот день не всякое сердце способно воспринять Благовестие Христова Воскресения. По свидетельству прп. Феодора Студита: «Тот, кто… является рабом страстей, не способен участвовать в празднике [Пасхи]». Т. е. не только безбожники не могут вкусить пасхальной радости, но и те мнимые христиане, которые ослеплены собственными страстями и погибают в нераскаянных грехах. Тем самым они уподобляются неверующим иудеям, о которых Спаситель сказал, что они «видя не видят и слыша не слышат, и не разумеют» (Мф.13:13).
Но не к неверующим иудеям устремляется после своего Воскресения Господь, а к своим ученикам, чьи сердца были наполнены бесконечной печалью и тоской о своем любимом Учителе. Казалось бы, никто из апостолов не выдержал искушения, и все они соблазнились о Христе в час, когда Его предали на страдание и смерть. Ведь даже самый ревностный из них, апостол Петр, трижды отрекся от Господа. Однако именно это великое искушение позволило ученикам Иисуса Христа познать всю глубину своей немощи и тем самым еще более ощутить нужду в Божественном Спасителе. Поэтому так была вожделенна и радостна для них встреча с Воскресшим Господом.
Посему и мы, если желаем насладиться пасхальной радостью, должны принести Богу в этот день не столько свои добрые дела и подвиги благочестия, сколько «очищение грехов, сокрушение сердца, … чистую совесть, умерщвление земных членов: блуда, нечистоты, страстей, недобрых желаний и всякого иного зла» (прп. Феодор Студит). И чем острее мы будем ощущать свою духовную нищету, тем больше в нас будет расти жажда духовного обновления во Христе и тем скорее Воскресший Господь снизойдет в наше сердце своею милостью, упокоит его и возвеселит неизреченной радостью.
Призываю на всех вас Божие благословение и обращаюсь к вам словами пасхального благовестия: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!