«Христос воскресе!» – ещё приветствуют радостно друг друга православные при встречах в память о евангельских событиях. Совершившиеся две тысячи лет назад, они и сегодня не утратили своей значимости. Ведь и мы, ныне живущие, – любимые чада Создателя. И за нас пролита Его кровь на Кресте.
«Христос вознёсся с изъязвленной, раненной нашим грехом плотью Своей…– (привожу здесь слова из проповеди митрополита Антония Сурожского) – и теперь, сидящий по правую сторону Бога Отца, несёт на Своей человеческой плоти раны, которые Ему нанесены человеческим грехом».
Как наглядно, с какой болью говорит владыка, сам немало перенёсший скорбей и гонений в лихие безбожные времена, и хочется продолжить цитировать проповедь: «Он всё ещё несёт на Своих плечах человеческую немощь… – продолжает митрополит Антоний. – Вся скорбь земли, вся боль, весь ужас легли на Христа, но Он не сбросил их ни Воскресением, ни Вознесением Своим во славе».
Но обратимся в те времена, о которых мы можем знать из повествований учеников Христа, побывавших с Ним в радостях любви, заботах, переживаниях и огорчениях.
С первых дней Своего служения Спаситель вызывал недоумения, порицания и даже открытую вражду. Вот на широкой равнине, на мягкой шелковистой траве расположилась людская толпа. Весь день ходили за Сыном Человеческим под солнечным зноем желающие понять истины. Иисус из Назарета говорил о Царствии Божием, утверждал, что стяжать его надо, во‑первых, в самом себе, чтобы в мире и любви предстать пред Всевышнем на исходе жизни. И вот уселись рядами около пяти тысяч человек, кругом пустыня, ни единой деревушки не видно вокруг, а народ притомился, и пора утолить голод. По просьбе Иисуса отыскалось пять малых хлебов, и, обратившись с кратким молением к Богу Отцу, Христос накормил всех собравшихся. Люди насытились пищей, и даже осталось ее несколько корзин, но окрепла ли в них вера?
Многие отошли он Него тут же, стоило лишь Спасителю заговорить о Себе как о хлебе, сошедшем с небес, к которому надо устремляться всей жизнью. Разве не таковы и мы, ныне живущие, тут же забывающие о Создателе, получив благодеяния?
А люди, как и во все времена, ждали чудес. С горечью обличал Христос любителей чего‑нибудь необычного и опять и опять, жалея и сочувствуя, исцелял больных, порою воскресая умерших. Но многие и откликнулись на призыв Иисуса. Пошли за Ним Андрей и Пётр, Иоанн, Филипп и Фома… Вот уже образовалось малое стадо, из которого возросла наша Церковь. Рождение её мы будем праздновать в День Святой Троицы.
Сколько сил вдохнул Сам Учитель в души Своих учеников в последние дни пребывания на земле. Сорок дней Он, воскреснув, ходил по дорогам, знакомым с раннего детства Ему, воплотившемуся Богу.
Множество всяких толков, обсуждений, недоумений вызвало чудо Воскресения казнённого Мессии. Вот явился ученикам: «…Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам – они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа», – повествует Лука . «…это Я Сам;осяжите Меня и рассмотрите…», – показал им израненные руки и ноги – без обиды и всё так же, любя их. Будто не покидали Его ученики в страшные часы, боясь накликать на себя преследования иудейских начальников.
В третий раз Спаситель явился к апостолам у Галилейского озера.
И Тивериадским морем называлось оно. Здесь не раз совершал чудеса Иисус. На горах, окружающих горизонт, вёл ночные беседы с Богом Отцом, находя здесь отдых после трудного общения с людьми. С детства знакомо было это место и ученикам. Сильные физически, привычные к опасному своему промыслу на воде, они, не раздумывая, откликнулись на призыв Иисуса, поверили Ему, пошли за Ним. И растерялись, разбежались, когда пробил час испытаний. Теперь, оставшись одни, сокрушались, не понимая, как им жить дальше, напрочь забыв поучения Учителя, которые до конца так и не поняли.
«Симон Пётр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идём и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали , что это Иисус. Иисус говорит им: дети! Есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет».
Сколько любви, ласковой заботы об учениках – и ни тени обиды. «Закиньте сеть с правой стороны лодки», – советует Христос, и совершилось еще одно чудо: сеть переполнилась рыбой, которая не шла всю ночь.
«Это Господь! – обрадовался любимый ученик Иоанн, вдруг узнав Спасителя в незнакомце на берегу. Он единственный остался до конца верен Учителю, стоял рядом с Распятым на Голгофе, и теперь его трепетное сердце подсказало ему.
А Пётр? Он тут же, опоясавшись, бросился в море и вплавь достиг берега. Пылкий ученик, не выдержавший испытания в ту холодную ночь у костра, когда пытали Учителя. Душа его теперь пылала любовью и виной пред Христом, от Которого он трижды отрёкся.
Пылал костер на берегу, на огне лежали рыба и хлеб. Господь приготовил завтрак. «Симон Пётр! Любишь ли ты Меня больше, нежели они?» – спросит Иисус и получит утвердительный ответ. Он, предавший, для Учителя теперь не Пётр. Имя, которым был наречен Христом, нужно опять заслужить, но вновь и вновь слышит в ответ на признание в любви: «паси овец Моих». Создатель вверяет ему первоверховность среди апостолов. По‑прежнему верит в него от всей Своей Божественной щедрости.
В то раннее утро ученикам был дан урок в их предстоящем служении безусловной любви и терпения. Ловцами человеков обещал когда‑то сделать их Иисус и теперь иносказательно показал, какие блага можно ожидать, закидывая проповедническую сеть в море разных народов мира с помощью Господа. Вера, Божье благословение и нам помогают, когда горячо обращаемся к Нему.
Миновали сорок дней после Пасхи Христовой, и Господь с учениками взошёл на Елеонскую гору. Какие мысли и чувства одолевали Его попутчиков, когда они шли и все здесь напоминало о пережитом в ночь ареста Спасителя. «Господи! Ныне ли восстановишь царство Израилю?», – спрашивали ученики, поднимаясь за Ним – так и не поняли, о чем говорил им постоянно Учитель.
Вот, наконец, высшая точка горы. Господь остановился, обратившись к ученикам, Он встал лицом к западу. Под ногами Его лежал Иерусалим, обреченный на погибель и запустение. Но взор Искупителя устремился далее, на север, юг, к народам, не слышавшим её имени истинного Бога.
Туда направляет Он учеников Своих, к язычникам. «Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечётесь силою свыше», – обещал Христос и, подняв Свои израненные руки и благословляя всё оставляемое на земле, стал удаляться в небо. Поклонившись Учителю, с великой радостью вернулись апостолы в город. В единодушной молитве они ожидали обещанного сошествия Святого Духа. Проведем же и мы эти десять дней до Святой Троицы вдумчиво и осознанно.
Людмила Гаргун