В 1969 году в городе Лейпциг издательством E.A.Seemann Verlag начат грандиозный проект энциклопедии «Видные художники всех времён и народов», в 1991 году эстафету подхватило издательство K. G. Saur Verlag (Мюнхен). Предполагалось выпустить более 100 томов. Около 6 тыс. статей каждого тома содержат информацию о более чем 500 тыс. художников.
Думается, жителям нашего округа интересно узнать, что здесь упоминается наш земляк, член Союза художников СССР и России, член международной ассоциации художников ЮНЕСКО, член Союза архитекторов СССР, Валерий Голышев.
С ним состоялась краткая беседа, в результате которой удалось получить следующую информацию. В 57-ом томе этого издания ему, русскому художнику-монументалисту, посвящена статья на целую страницу печатного текста.
Валерий Васильевич, на днях отметивший очередной день своего рождения, появился на свет в городе Валуйки за два года до начала Великой Отечественной войны. С детства, мечтая посвятить себя живописи, не задумываясь, после средней школы отправился в столицу, где поступил в престижное учебное заведение – Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское).
В энциклопедии отмечены имена таких педагогов, как Владимир Егоров, Леонид Поляков и Анатолий Врубель, ставших его наставниками. Нашло здесь место и описание трудовой биографии художника, чей творческий путь проходил через города Ужгород, Мариуполь, Старый Оскол. Большую роль сыграла его встреча в 1980 году с Павлом Шляпниковым, положившая начало их совместным проектам в архитектуре.
И сегодня жители Старого Оскола имеют возможность видеть, например, горельеф, украшающий здание проектного института. Результатом совместного творчества художников стали фрески в помещениях учебного комбината этого города. Интересное художественное решение найдено и воплощено при оформлении фасада детской поликлиники, стены которой и внутри украсились работами авторов, воплощёнными в керамике.
Перечень произведений живописи Валерия Голышева столь обширен, что ему пришлось назвать хотя бы некоторые из них, самые знаковые. Хочется остановиться на триптихе «Пушкиниана». Тема раскрыта в трёх полотнах, ярко представляющих портрет самого гения русской поэзии, муз, вдохновлявших поэта и его последователей, на творчество которых, как и на развитие всей литературы, он оказал серьезное влияние.
Целый цикл посвящён возрождению духовности на малой родине, храмам. Фирменный знак Валерия Васильевича – символизм, отражающий во внешних формах внутреннюю суть событий.
В энциклопедии «Видные художники всех времён и народов» упоминаются также полотна с названиями, говорящими сами за себя: «Тайная вечеря», «Стратеги», «Полководцы», «Хлеб».
Упоминаются пейзажи. Они художнику особо удаются. Тонкое проникновение в самую суть увиденного, прозрачность, душевная нежность, перенесённая автором на полотна, делает их незабываемыми.
Как тут ни упомянуть о том, что картины Валерия Голышева «разлетелись» по всему свету, находятся в музеях России, Польши, Украины, Ливии, Соединенных Штатов Америки.