Поезд в Грозный прибывает в 8:30 утра. А до этого более трёх часов следует по территории республики. Поэтому мы могли хорошо разглядеть, какие дома строят местные жители. Как выяснилось, все чеченцы любят просторные дома, чтобы нашлось место всем членам большого семейства. И очень важно, чтоб дом был не хуже, чем у соседа. Глава семьи для этого буквально в лепёшку готов разбиться.
Нас встречали председатель Союза журналистов Чечни Ильяс Исмаилов и писатель, главный редактор газеты «Даймохк» Бувайсар Шамсудинов.
Первым делом нам показали Дом печати. Это девятиэтажное здание, практически в центре Грозного, где расположились сразу несколько средств массовой информации: республиканские газеты, интернет-издания и представители федеральных телеканалов. В своё время оно почти полностью выгорело во время спецоперации по уничтожению укрывшихся в здании боевиков. Сразу после неё было принято решение о реставрации Дома печати в кратчайшие сроки. Так и случилось — здание восстановили буквально за 20 дней. Сегодня оно — украшение Грозного.
Довелось нам встретиться и с министром по национальной политике, внешним связям, печати и информации , политиком и публицистом Джамбулатом Умаровым. Разговор состоялся в его кабинете в присутствии местных журналистов. Министр рассказал о том, как развивается республика, чем живёт. Он сказал, что сейчас в Грозном практически нет русского населения, все выехали во время войны. Но сегодня в республике всерьёз задумались о его возвращении. Говорил Джамбулат Умаров и о единстве русского и чеченского народов, которые несмотря ни на что, должны быть вместе и ни в коем случае не позволить внешним силам расколоть Россию и вбить клин между двумя народами. В заключение министр подарил каждому из делегации свою книгу «Противостояние», в которой автор рассказывает о многовековых непростых взаимоотношениях русских и чеченцев.
Грозный — небольшой, но очень красивый современный город. Рассказывают, что после чеченской кампании здесь были настоящие руины. Восстанавливали город методом народной стройки, трудились день и ночь. Главные проспекты в столице Чечни сегодня носят имена бывшего президента Ахмата Кадырова и Владимира Путина. Кстати, их портреты и нынешнего главы республики Рамзана Кадырова буквально повсюду. Здесь их любят и почитают. Кстати, после войны заново отстроили не только столицу, но и всю Чечню, и теперь в каждом населённом пункте есть улица имени Ахмата Кадырова.Если вы приедете в Грозный, вас отведут на аллею памяти, посвящённую погибшим журналистам, непременно покажут Национальную библиотеку, выстроенную в форме книги, и историко-краеведческий музей. Сходите, там есть на что посмотреть!
Гордость республики — мечеть-сердце Чечни. Великолепное здание, куда ходят не только местные жители на молитву, но и туристы. К сожалению, женщинам из нашей делегации попасть внутрь не удалось, во время службы это запрещено, а вот для мужчин — вход свободный. Зато мы все вместе погуляли по территории мечети и полюбовались внешним видом здания. Весьма впечатляет! А вечером мы посмотрели на Грозный с высоты 39-го этажа небоскрёба. Вид замечательный, только вот снимать на фотоаппарат резиденцию президента Рамзана Кадырова, которая находится тут же, в Грозном, и отлично просматривается с высоты, журналистам не разрешили. Безопасность первого лица республики — прежде всего.
Нас поразило то, что в вечернее время дети свободно гуляют на улицах, причём без сопровождения родителей. У нас бы мамочки на такое не осмелились. И вообще, в Чечне настоящий культ матери и многодетной семьи.
Ночной жизни в Грозном практически нет. Я имею ввиду увеселительные заведения с танцами. Рестораны, конечно же, есть. Но в ночное время работают два-три. В них чеченцы едят, беседуют и мирно пьют чай. Никакого спиртного — в республике сухой закон. Не встретишь алкоголь и в магазинах. Местные говорят, что при желании его можно найти лишь в крупном супермаркете типа «Ленты». И то продадут его туристу, а вот местному чеченцу — никогда.
Практически все в Чечне знают русский язык. Причем, многие говорят на нём без акцента. Чеченское гостеприимство просто зашкаливает. Нас принимали как дорогих гостей, как родных людей. На Кавказе это так. Если ты гость, для тебя — всё.
Лучше гор могут быть только горы. В этом мы в очередной раз убедились, побывав там. По дороге, которая длилась более двух часов, нам показали, где в войну располагались базы боевиков, рассказали, что кладбища в Чечне делают у дороги, чтобы путники, проезжая мимо, лишний раз вспомнили об усопших и помолились за них. И никаких портретов на памятниках! У дороги располагаются и так называемые придорожные мечети, где проезжающие могут совершить молитву, когда она застанет человека в дороге (а она у мусульман 5 раз в день). В такой мечети можно передохнуть и поесть. Обычно путники что‑то оставляют и после себя – для тех, кто придёт сюда после. Интересны старинные чеченские жилые башни. Это сооружение из камня в три-четыре этажа, сужающееся кверху.
Когда говорят: мой дом – моя крепость, так это как раз о таких башнях. На первом этаже, как правило, располагался скот, на втором жила семья, на третьем хранились съестные запасы, а в случае военных действий отсюда вели оборону, которая могла продолжаться очень долго, ведь в доме было всё необходимое для жизни.
Высокогорное озеро Кезеной ам, на которое мы прибыли — самое большое по площади в Чеченской Республике. Расположено на границе с Дагестаном на высоте почти двух тысяч метров над уровнем моря. Поверхность озера — 2,4 км². Впечатляет своим величием и красотой. На его берегу расположилась туристическая база, куда чеченцы едут отдохнуть в выходные дни за несколько сотен километров. Но сколько ни рассказывай, описать того восторга, какой мы испытали в горах, не получится. Лучше всё увидеть собственными глазами.
Мы возвращаемся в Грозный. Накрапывает дождик, и нестерпимо закладывает уши. Всё это скоро пройдёт, успокаивают друзья. В горах погода меняется очень быстро.
В последний день мы пешком отправились прогуляться по городу. Скажем честно, от местного населения мы очень отличались своим внешним видом — без головного убора и в джинсах. В Чечне практически не встретишь женщину без платка и длинной юбки, если конечно, она не такая же туристка, как мы. А туристов здесь становится всё больше. Особенно много их в выходные дни. Приезжают, как правило, россияне, отдыхающие в Кисловодске, Пятигорске и т. д. Но замечаний по поводу нашего внешнего вида нам никто не сделал. Более того, совершенно незнакомые люди на улицах здоровались и спрашивали, понравился ли нам город. Чеченцы очень расстраиваются, когда люди утверждают, будто по Грозному бегают бородатые мужики с автоматами и выискивают боевиков. Ничего подобного мы не встретили. Мы увидели женщин и мужчин, уважающих свои законы и чтящих традиции. А на улицах, как и везде — сотрудники ГИБДД проверяют документы у водителей, следят, чтобы те не нарушали правила дорожного движения. Но военных- никаких! Чеченцы очень хотят развивать туристический бизнес и готовы принимать у себя гостей. Сегодня здесь строится и горно-лыжный курорт. Обещают, что года через два он примет первых посетителей.
Чечня — небольшая республика, и объехать её можно часа за три-четыре, утверждают местные. Мы находились там три дня, и нам не хватило времени, чтобы всё посмотреть. А значит, есть повод вернуться.