Федеральный закон установил правовую основу выдвижения, внесения, рассмотрения и финансирования инициативных проектов на муниципальном уровне. Федеральным законом от 20.07.2020 № 236-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), которыми введена новая форма участия населения в осуществлении местного самоуправлении — инициативные проекты (или инициативное бюджетирование).
Определено, что в целях реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования по решению вопросов местного значения или иных вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления, в местную администрацию может быть внесен инициативный проект.
Также уточняется перечень инициаторов таких проектов – с ними могут выступить группа жителей численностью не менее 10 граждан, достигших 16-летнего возраста и проживающих на территории соответствующего муниципалитета, органы территориального общественного самоуправления, староста сельского населенного пункта.
Инициативный проект подлежит обязательному рассмотрению местной администрацией в течение 30 дней со дня его внесения.
Для того, чтобы вносимые проекты действительно отражали мнение населения, они должны рассматриваться на сходах, собраниях и конференциях граждан, в том числе на собрании или конференции граждан по вопросам осуществления территориального общественного самоуправления. Обязательным условием реализации инициативных проектов является размещение информации о инициативных проектах граждан в сети Интернет и других средствах массовой информации.
Федеральным законом также предусмотрен, что инициаторы проекта, другие граждане, проживающие на территории соответствующего муниципального образования, уполномоченные сходом, собранием или конференцией граждан, а также иные лица, определяемые законодательством Российской Федерации, вправе осуществлять общественный контроль за реализацией инициативного проекта в формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Отдельно урегулированы вопросы финансирования реализации инициативных проектов.
Источником финансового обеспечения реализации инициативных проектов (статья 56.1 Федерального закона № 131-ФЗ в редакции Федерального закона от 20.02.2020 № 236-ФЗ) являются предусмотренные решением о местном бюджете бюджетные ассигнования на реализацию инициативных проектов, формируемые в том числе с учетом объемов инициативных платежей и (или) межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставленных в целях финансового обеспечения соответствующих расходных обязательств муниципального образования.
При этом под инициативными платежами понимаются денежные средства граждан, индивидуальных предпринимателей и образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации юридических лиц, уплачиваемые на добровольной основе и зачисляемые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в местный бюджет в целях реализации конкретных инициативных проектов.
Внесенные изменения позволят обеспечить непосредственное участие граждан в определении приоритетных направлений расходования местных бюджетов путём разработки проектов, направленных на решение местных проблем и имеющих наибольшую значимость для жителей муниципальных образований – от благоустройства парков, строительства детских площадок до ремонта сельских Домов культуры и фельдшерско-акушерских пунктов.
Таким образом, создана правовая основа для развития практики реализации проектов инициативного бюджетирования (инициативных проектов) на муниципальном уровне, реализуемых в разных формах в большинстве субъектов Российской Федерации.
Изменения, внесенные Федеральным законом от 20.07.2020 № 236-ФЗ, вступают в силу с 01.01.2021.