Выставка «Выход из тени. Женщины в истории русского искусства XVIII-XX веков», которая приехала в Белгород благодаря культурной платформе «Арт-окно», родилась из двух самостоятельных проектов Русского государственного музея. В филиалах музея экспонировались две выставки: одна была посвящена женскому образу в искусстве, а вторая — женщинам-художницам. Нынешняя экспозиция — это их симбиоз.
«Выход из тени — это идейная часть выставки и отсылка к истории искусств, потому что образ женщины в искусстве появляется не сразу, а потом постепенно эволюционирует. Выход из тени — это символ того, что женщина проступает из тени старого искусства и старой живописи на авансцену, а к XX веку становится полноправным достаточно активным участником искусства», — объясняет научный сотрудник отдела русского искусства второй половины XIX – начала XXI веков Русского музея Егор Могилевский.
Начинается выставка с работ середины и конца XVIII века. На них женщины изображены благородными особами, потому что портреты в то время писались для соответствующего сословия. В то время образованные и высшие сословия интересовались живописью, а сами художники были заинтересованы в изображении их на своих полотнах.
Одним из первых интерес к простому народу затронул Алексей Венецианов. Его работа «Молочница (Крестьянка с подойником)» представлена на выставке и размещена на афише.
«Венецианов как раз один из первых проявил живой интерес к простому народу и крестьянской культуре. Это ознаменовало переход изобразительного искусства к более демократичным темам. Художники начинают интересоваться бытом и народной культурой», — рассказывает Егор Могилевский.
Но на выставке представлены и парадные портреты того времени, которые эксперт сравнивает с современными селфи и фотографиями в инстаграме:
«На парадном портрете вы всегда увидите дорогую одежду, аксессуары, обувь и атрибуты. Сейчас это можно сравнить с аватарами или селфи в инстаграме. Тогда человек благородный хотел запечатлеть себя в полном параде со всеми регалиями. Сначала это было характерно для четы монархов и дворян, но потом тенденция демократизировалась. Этим стали заниматься и богатые купцы, и зарождающийся класс буржуазии».
Вторая часть экспозиции — это рассказ о женщинах-творцах, как они создавали свои полотна и что стремились на них изобразить. Егор Могилевский предлагает посетителям музея обратить внимание на триптих художницы Марии Башкирцевой под названием «Три улыбки». По его словам, каждый видит на этом полотне своё:
«Можно увидеть просто три улыбки разных возрастов, а можно — одну улыбку одной и той же женщины в трёх разных временных периодах. Это уже на волю зрителя».
Стоит обратить внимание и на живописную манеру художницы, которая в своём творчестве старалась использовать новейшие тенденции французской живописи. Мария Башкирцева участвовала в парижских салонах и была известна за рубежом.
Обнажённую натуру рисовала другая отечественная художница — Зинаида Серебрякова. Несколько её работ представлены в постоянной экспозиции Белгородского художественного музея, ведь художница родилась в имении Нескучное под Белгородом. На нескольких её картинах на выставке «Выход из тени» изображены балерины.
«Дочь Зинаиды была балериной в Мариинском театре, и художница в течение трёх лет имела возможность писать балерин в гримёрке. Поэтому сохранилось достаточно много работ, посвящённых балету, как графических, так и живописных. Эстетика обнажённого тела ей интересна без оценки какой‑то, а просто как античный идеал красоты», — комментирует Егор Могилевский.
Кардинальная перемена в образах заметна с приближением советского периода отечественной истории. Меняется общество, вслед за которым меняется и искусство, и его образы.
«Советский период — это другая эстетика. Роль женщины в социуме, в принципе, меняется. Она перестаёт быть только лишь объектом восхищения и неземным прекрасным существом. Она превращается в товарища, в друга, в коллегу».
На женских портретах исчезает излишняя парадность и нежность. Женщины изображаются простыми, какими их видят в повседневной жизни. Один из примеров — картина ученицы Кузьмы Петрова-Водкина Евгении Эвенбах.
«Это узнаваемые учебные композиции: писать крупные головы во весь холст, чтобы они обладали монументальным ощущением. Плюс здесь и цветовой минимализм — часто использовались три-четыре цвета, не более. С точки зрения образа, можно увидеть, что происходит демократизация. Женщин уже пишут, не приукрашивая, без неимоверных причёсок и платьев. Это самый обычный человек, с которым мы имеем дело каждый день».
Завершают экспозицию три полотна, отличающиеся от остальных работ, но в то же время характерные для позднего советского искусства конца 70-х — начала 80-х годов. В это время оно начало дробиться по направлениям, каждое из которых было самостоятельным. Художники старались найти новые средства выражения, новый изобразительный язык.
Егор Могилевский обращает внимание на одну из работ художницы Ольги Булгаковой.
«С первого взгляда, очень противоречивая и странная картина. Взрослые лица в странных позах и женской обуви. Но эту картину не надо понимать буквально. Всё искусство 70–80-хх годов не прямолинейно и символично. Написанная в 1979 году, она может быть отражением настроений позднего советского периода. Нагнеталась обстановка застоя, было уже предвосхищение конца Советского Союза, закручивались гайки, художникам не давали спокойной выставляться. Здесь может быть аллегория на гротескность происходящего. Печальный цирк того, что вокруг происходит».
Выставка «Выход из тени. Женщины в истории русского искусства XVIII-XX веков» из коллекции Русского государственного музея будет открыта до 21 февраля 2021 года. Первые 1 000 посетителей попадут на неё бесплатно по билетам с сайта культурной платформы «Арт-окно».