От неё веет невероятной искренностью и добротой. А в глазах стоят слёзы, когда говорит об успехах своих воспитанников.
Это, конечно же, не о победах на больших соревнованиях и серьёзных олимпиадах. Это радость от того, что её подопечный сегодня впервые взял в руки карандаш, встал на батут или решил задачку по математике. У каждого победа своя, и она важна для каждого ребёнка, которому когда-то был поставлен диагноз аутизм. Именно с такими мальчиками и девочками работает Светлана Кудаева, учитель-дефектолог городской школы №2 в ресурсном классе для детей с расстройством аутистического спектра, куратор пяти подобных площадок, в том числе за пределами муниципального округа.
Когда Светлана окончила педагогическое отделение Валуйского колледжа, а затем Елецкий госуниверситет им. Бунина, получив при этом серьёзное образование учителя музыки и культурологии, речи ни о какой работе дефектологом не велось. Но у Господа Бога свои дороги, и он повёл нашу героиню по иному, но не менее важному пути.
Успешно проработав 10 лет воспитателем в детском саду № 8, наша героиня перешла во вторую городскую школу, где ей предложили должность учителя-дефектолога. Ни сказать, что эта деятельность была ей не знакома. С детками с диагнозом аутизм она встречалась на своём прежнем месте работы. Тем не менее, пришлось переучиваться, проходить курсы повышения квалификации, переподготовку в московском институте. И вот уже семь лет Светлана Александровна в профессии, причём не только работает с детками сама, но и помогает в этом коллегам, являясь их куратором. Но главная задача педагога - научить своих подопечных жить в обществе, общаться на равных со сверстниками, одним словом, социализировать ребят.
Наша героиня рассказывает, что все её ученики, несмотря на одинаковый диагноз, абсолютно разные. И всем им требуется помощь, кому-то в большей, а кому-то в меньшей степени. Есть случаи выхода в полную инклюзию, что означает адаптацию, социализацию и возможность обучения в обычном классе. Хотя и этот процесс непростой. Сначала ребёнка знакомят с будущими одноклассниками, приводят на классные часы. А с ребятами проводят уроки доброты, где рассказывают об особенных детках. И только после этого нового ученика приводят в класс на обучение.
«Меня очень поддерживает руководство, у нас собрались сильные специалисты, имеющие знания и опыт. Ведь работа с такими детками - исключительно командная. Это психологи, логопеды, дефектологи, тьютеры. Все они прошли обучение и прекрасно знают, что делать в той или иной ситуации», - делится Светлана.
Есть у дефектологов такое понятия, как обратная инклюзия. Это когда ученики из обычных классов идут в гости в сверстникам в классы ресурсные - на праздники и чаепития. Здесь те и другие учатся друг у друга. Одни - элементарным бытовым навыкам и общению, другие - доброте.
«Наши дети все равны, просто у некоторых свои особенности. И радует, когда ребята из общеобразовательных классов не тыкают пальцами на сверстников из ресурсных классов, а стремятся дружить с ними, стараются помочь», - рассказывает Светлана.
Да, есть детки с разным поведением. Но это не означает, что они злые, просто не могут, не умеют выразить свои мысли, чувства, желания обычным способом. Есть молчуны. Но и для них современные методики предполагают общение с помощью специальных карточек. Им только нужно помочь, подсказать. Вот и помогают такие педагоги, как Светлана Кудаева, учиться, казалось бы, элементарным вещам: ходить в магазин, убирать, стирать, обслуживать себя. Но самое большое достижение для таких деток - преодолеть самих себя, а для них это, ох, как нелегко. Один из примеров такого успеха - получение паспортов ребятами, достигшими 14-летнего возраста. Конечно же, для них постарались организовать особые условия. Сотрудники паспортного стола постарались , чтобы не было лишнего скопления людей и новоиспечённые граждане России чувствовали себя комфортно. Мальчишки и девчонки собственноручно поставили свои подписи в главном для себя документе - к этому они долго и основательно готовились. А родители были настолько рады, будто сами стали виновниками торжества.
Кстати, мам и пап таких деток Светлана Александровна считает настоящими героями.
«Ведь они тоже каждый день преодолевают себя и работают наравне со специалистами, учатся у нас и уже дома применяют полученные знания. В конце концов, для нас это обычный рабочий день, а для родителей целая жизнь, в которой они не должны быть одиноки. Ведь методика, в которой мы работаем, действительно помогает детям развиваться и общаться», - утверждает Кудаева.
Светлана Александровна уверена, что польза ресурсных классов для детей с аутизмом просто неоспорима. Их нельзя оставлять дома, они имеют такое же право на качественное образование. И в то же время обучаться в обычном классе им трудно и некомфортно. Вот здесь-то и пришли на помощь ресурсные классы.
Плюсы в том, что дети зачисляются в общеобразовательную школу, но основное время проводят в специальном классе, где с ним индивидуально работают психологи, дефектологи, логопеды. И когда те видят, что у ребёнка меняется поведение, он может спокойно высиживать уроки, постепенно адаптируют его в общеобразовательный класс. Что раньше было просто невозможно.
Светлана Кудаева признаётся, что ей очень нравится дело, которым занимается. И это искренне, от души. Она благодарна руководству за всестороннюю поддержку, своей высокопрофессиональной команде - за взаимовыручку и искренние отношения. Наша героиня считает, что успех в её деле как раз зависит от людей, которые окружают деток, которые любят, подталкивают к учёбе и развитию.
Работа специалистов, которые занимаются с особенными детками, - это ежедневный тяжкий труд. Но он окупается сторицей, когда педагоги видят результат своего труда - успехи подопечных.
«Когда ты видишь, что всё не напрасно, что у ребят есть результат, будь то академические навыки или бытовые, - это непередаваемая радость, наши общие гордость и победа. И тогда я плачу. Но это от счастья», - вот такой мы увидели прекрасного педагога Светлану Кудаеву, которая учит детей просто жить и быть счастливыми.
Светлана Никитина