Виктор Тихонович Иванов многим он знаком как тренер, который бережно пестует ребятишек, делающих первые шаги в футболе. И они к нему тянутся, стараются выполнять все установки. Первые забитые мячи, первые победы на выездных турнирах, первые в жизни медали и грамоты, радостные детские глаза - результат его кропотливого труда.Но сегодняшний рассказ не о футболе, точнее не только о нём. Виктор Иванов прожил долгую и далеко не простую жизнь. Он родился в 1937 году в Ельце.
В семье Тихона Ивановича и Анны Антоновны Ивановых он был младшим из четверых детей. Старшие: Егор, Сергей и Евдокия. В 1939 году семья перебралась в Валуйки; отца, работавшего кондуктором, перевели на крупный в то время железнодорожный узел. Ивановым пришлось несколько раз менять съёмное жильё. Мама в то время не работала - присматривала за детьми.
Началась война. Фашисты бомбили город и станцию. Во время одного из налётов погиб отец Вити. С похоронами помог Кузьма Авилов - всё организовал, дал лошадь и подводу, чтобы отвезти тело отца на кладбище. Виктор Тихонович вспоминает, как они брели за телегой, - убитая горем мать и ревущие ребятишки, мал мала меньше.
Во время оккупации мать, чтобы хоть как-то кормить детей, пошла работать в столовую для немцев, чистила картофель. Её сразу предупредили - возьмёшь хоть одну картофелину - наказание будет немедленным и жестоким.
Виктор Тихонович хорошо помнит 19 января 1943 года. Как-то вдруг стихла стрельба, и мальчишка не усидел в комнатушке, выскочил на улицу. А там - наши кавалеристы. Бурки в инее, храпящие лошади. Идёт колонна мимо мальчонки. Вдруг один из бойцов спешился, подошёл к Вите. Тот смотрит на него снизу вверх, и кажется кавалерист ему богатырём огромного роста. Боец наклонился к мальчику, спросил, как, мол, зовут-то тебя? А потом вдруг подкинул выше головы, вскрикнув: «Худющий-то какой». Вручил мальчишке плитку шоколада, кивнул на прощание - и догонять своих. Витя ещё долго смотрел вслед, держа в ладошке угощение. А потом помчался делиться с домашними. Вскоре в действующую армию призвали старшего брата - Егора. Танкист, он погибнет в 1944 году, освобождая Белоруссию. Виктор Тихонович бережно хранит фотографию брата. Верит, что когда-то он пройдёт с ней по улицам нашего города в строю Бессмертного полка. Витю вместе с сестрой Дусей определили в детский дом, который располагался в Подмосковье. Вокруг сосновый лес. Кормили сытно, к ребятишкам относились хорошо, но детдом есть детдом.
Витя с сестрой запросились домой, и мама их забрала.Первые послевоенные годы были особенно тяжёлыми и голодными. Надо было зарабатывать на хлеб. Дети собирали кусочки угля на железнодорожных путях неподалёку от паровозного депо, потом каждый тащил сумку с углём на базар - продавать. Надо было не попасться за этим занятием, иначе грозили серьёзные неприятности.
Бывало, у щуплого мальчонки уголь отнимали взрослые. Но ещё тяжелее для Вити было таскать дрова из леса, чтобы топить печку. Кое-как волочил вязанку, а дома чуть не падал без сил. Летом с раннего утра до поздней ночи пас коз на выгоне у Валуя. Удачей было стянуть небольшую свёклу, набить живот яблоками-дичкой. Если удавалось поймать суслика, тот тоже шёл в пищу.
В школу-то он ходил, но, как говорит Иванов, не до занятий ему тогда было. И всё же, когда удавалось, он вместе с друзьями любил погонять мячик по траве.
«Раньше поляна, где теперь спортплощадка на площади Урицкого, круглый год кишела детворой. Зимой катались с горки на чём придется - мало у кого были санки, летом, конечно же, футбол. Здесь и в то время стояли футбольные ворота. Да и другие забавы находились. Если бы у мальчишек и девчонок той поры были такие спортивные и игровые площадки, как сейчас! А ведь пусто на них, все в телефонах сидят», - с сожалением говорит Виктор Тихонович.
Иванов был, по его воспоминаниям, «хулиганистым пацанёнком». В 1954 году его направили в школу фабрично-заводского обучения в город Прокопьевск, что в Кемеровской области. Спустя шесть месяцев Иванова распределили в Свердловскую область, в Североуральск.Там на одном из предприятий он работал в котельной. Потом вернулся в Валуйки, устроился в паровозное депо. И спустя какое-то время получил повестку из военкомата. Скоро он очутился в воинской части, дислоцировавшейся под Киевом.
Потом была служба в Группе советских войск в Германии. Иванов играл полузащитником в команде своей части. Перед демобилизацией пошёл в самоволку, был уличён и вызван к командиру.
«Сам знаешь, у нас скоро игра с соседями, - строго сказал тот. - Этот матч принципиальный. Поэтому так: ты должен забить пять мячей, не меньше. Тогда самоволку твою простим, так и быть. Ну а нет - сам понимаешь».
Команда соседей была сильной, и Виктор вышел от командира части в раздумьях. Он гадал: пошутил ли командир насчёт пяти голов? А ну как не получится забить столько. К счастью, по каким-то причинам матч не состоялся, а там и время демобилизации подошло.
В Валуйках долгое время работал на Валуйском маслоэкстракционном заводе жаровщиком. Там познакомился с будущей женой и через месяц пошёл делать предложение. Разволновался, про кольца забыл. Махнул рукой: давай, Галя, поженимся, чего время тянуть.
Иванов говорит, ещё до знакомства хотел, чтобы его жену звали именно Галина. Так и вышло. Вместе они вырастили дочь и сына. К сожалению, сын Сергей погиб совсем ещё молодым: попал в автокатастрофу. Дочь Ольга живёт в Белгороде.
У Виктора Тихоновича есть внучка и правнуки. После выхода на заслуженный отдых Иванов какое-то время был председателем ветеранской организации комбината растительных масел, затем передал эстафету преемнику помоложе.
Всё это время в его жизни был футбол. Начинал с легендой валуйского футбола Анатолием Холиным. Играл за местные «Спартак» и «Локомотив». И по сей день Виктор Тихонович не может жить без любимого вида спорта. Несмотря на свой возраст, он действующий тренер детской футбольной команды «Атом» валуйского спортивно-патриотического клуба «Оберег». На видном месте у него стоит фотография в рамке. На ней Иванов и его воспитанники, которым он открывает путь в футбол. И лаконичная надпись: «Самому лучшему тренеру». Наверное, не медали и грамоты, которых у Иванова немало, а эти слова - его самая главная награда.
Василий Санеев