В народе Масленица — это проводы зимы и надежда на встречу с весной и расцветающей жизнью. Великий пост, начинающийся сразу после Масленицы, это практически то же самое. Но в духовной плоскости. Великим постом мы без сожаления сжигаем чучело наших страстей и радостно предвкушаем встречу с Воскресшим Господом Иисусом Христом. А начинается этот путь с покаяния и прощения.
Ещё в первом веке от Рождества Христова святой апостол Павел добился огромного успеха в своём миссионерском служении. В первом послании к Коринфянам он объяснял его так:
«Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных …для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых».
Этим же рецептом впоследствии пользовались все остальные православные миссионеры. Они брали формы религиозности, формы культуры, праздники, существовавшие в том или ином народе. И наполняли эти формы новым, христианским содержанием. Так случилось и с народным гулянием, посвящённым солнцевороту – началу нарастания длительности дня, с которым неизбежно заканчивался период холодов и наступала весна. Мы знаем его как Масленицу.
В своих проповедях миссионеры стали уподоблять уходящее время холодов прозябанию человека во грехе. Сжигание чучела Зимы и пир, посвящённый предвкушению буйства новой жизни, они сравнивали с Таинством Крещения, или же Таинством Исповеди, и приготовлением души ко встрече со Спасителем.Часто можно встретить мнение, что Великий пост – это время покаяния. Можно сказать и так. Но ещё более это время молитвенного предстояния перед Богом. Внутреннего диалога с нашим Небесным Отцом. А вот те четыре недели, которые подготавливают человека к самому Великому посту, как раз являются временем деятельного покаяния, начала внимания своей душе, прощения обид, примирения с родными и близкими.
В недели, предшествующие Четыредесятнице, мы вспоминаем о горделивой молитве фарисея и покаянной молитве мытаря, принятом отцом раскаянии блудного сына. Церковь напоминает нам о Страшном Суде и проступке праотца Адама, который был изгнан из райского сада и долгие годы оплакивал свою горькую долю перед его вратами. Постепенно мы отказываем телу в мясной, а затем и в молочной пище, но зато усиливаем питание нашей души.
В это время Церковь предлагает христианам песнопения и молитвы покаянной тематики. Настраивает их на дела милосердия и посещение родных и друзей перед продолжительным уединением с Богом. Призывает верующих попросить у всех прощения и самим простить реальные или мнимые обиды, нанесённые нам другими людьми. Потому что без этого прощения, как в притче о немилосердном должнике, мы не вправе просить у Господа оставления нам наших собственных долгов.
В дни Масленицы ещё можно веселиться и ходить в гости. И эту возможность нам стоит использовать для того, чтобы навестить дорогих нам людей. В другое время мы часто можем быть заняты делами. Но ведь каждый вечер, ложась в постель, мы не можем быть до конца уверены, что этот день не последний. И нам стоит отправиться в гости к родственникам, чтобы восстановить единение наших сердец и вступить на дорогу молитвы наполненной любовью к близким.
После такого радостного общения с родными нет ничего плохого в том, чтобы укрепить праздничной трапезой свою плоть. Ведь вскоре ей предстоят немалые лишения и испытания. Но при этом нужно всегда помнить о том, на какую дорогу мы вступаем. Водка, фейерверки и кулачные бои в эти дни – не для нас. А излишки праздничных угощений Масленицы мы также можем использовать в качестве милостыни для нуждающихся.
В церковном календаре в последнюю неделю перед Великим постом уже начинают читать молитву преподобного Ефрема Сирина «Господи и владыка живота моего…». Каждый православный христианин тоже постепенно начинает усиливать свой личный молитвенный подвиг. Больше молится о себе и близких в домашней молитве.
По благочестивой православной традиции в дни Масленицы верующие стараются заказать в монастыри и храмы поминовение на весь предстоящий Великий пост. Прощёное воскресенье можно назвать венцом подготовительного периода перед Великим постом. В этот день в православных храмах совершается вечерня с особым чином прощения. Христиане примиряются друг с другом, чтобы с чистым сердцем, не отягощенным обидой и злобой на ближнего, начать поститься «постом приятным, благоугодным Господу», как сказано в одной из стихир (богослужебных песнопений), которая поется на первой великопостной неделе.
В нашем восприятии Прощеного воскресенья есть одна опасность — его формализация. Обычай просить прощения перед началом поста стал настолько привычным, что мы порой не осмысливаем происходящее, заученно отвечая на просьбу человека о прощении: «Бог простит, я прощаю. Прости и ты меня» — и думая о том, что до наступления следующего дня надо бы успеть еще хорошенько заговеться блинами.
На самом же деле чин прощения тесно связан с памятью о смерти. Он имеет древнее происхождение и возник в среде египетских монахов. Великим постом, для того чтобы усилить молитвенный подвиг и в тишине и сосредоточенности на Боге подготовиться к встрече Пасхи, они удалялись из монастыря в небезопасную пустыню, скрывались в пещерах и там в уединении проводили весь пост.
Благочинный Валуйского округа Михаил Чайка