Алексей родился в 1991 году. Учёбу во второй городской школе успешно совмещал с занятиями спортом. Вначале это было каратэ кикусинкай, которому мальчишку обучал сослуживец его отца - Олег Власов. За три года Лёша заработал коричневый пояс, успешно выступал на соревнованиях, привозя домой медали и грамоты. Повзрослев, парень увлёкся боксом. Занимался у Василия Шлыкова и Олега Шутенко. Снова тренировки, соревнования, 1-й разряд. Но не это было главным. По словам отца Алексея, Сергея Викторовича, его наставники смогли воспитать в парне не только спортсмена, но и создать в нём внутренний стержень.
Учёба давалась Алексею довольно легко; у него была хорошая память. Добродушный сильный парень никогда не обижал друзей. которых у него было немало. Частенько гонял с ними в футбол, но, кроме занятий в школе, основное время уделял боксу. Занятия в спортивной школе трижды в неделю, серьёзные нагрузки - на тренировках парень работал с полной отдачей; пустому времяпрепровождению в жизни Алексея не было места.
«Хорошая спортивная подготовка пригодилась Лёшке, когда он поступал в Белгородский юридический институт. Мы с ним выходили на стадион, я - с секундомером, он - на беговую дорожку, бежал три километра, а я контролировал, чтобы уложиться во время. Нормативы по физподготовке сдал на отлично», - рассказывает отец Сергей Викторович. В прошлом пограничник, он прекрасно понимает важность хорошей физической подготовки для любого мужчины.
Срочную службу Быков отслужил в одном из подразделений Внутренних войск под Челябинском. Когда звонил домой, ни разу не пожаловался на трудности. Год пролетел быстро, Алексей вернулся домой. Некоторое время служил в одной из колоний, быстро поняв, - не его.
Потом был поворотный этап в судьбе Алексея - он заключил свой первый контракт. Службу проходил в танковых войсках. Начинал с младшего сержанта; освоил воинские специальности механика-водителя, наводчика-оператора, командира танка.
Затем была командировка в «песочницу». Спустя четыре месяца Быков вернулся из Сирии с удостоверением ветерана боевых действий и твёрдым намерением стать офицером. Посоветовался с родителями, те поддержали. По окончании курсов лейтенант Быков командовал танковым взводом. Командование части хорошо отзывалось о нём, и тому были причины. Грамотный, добросовестный и исполнительный офицер, в ходе одного из учений Алексей спас экипаж из загоревшегося танка. Люди остались живы, Быков стал пользоваться ещё большим уважением и авторитетом среди товарищей. Медаль «За воинскую доблесть» II степени стала заслуженной наградой за его поступок.
Служба шла своим чередом. Быкову присвоили звание старшего лейтенанта; он получил назначение начальника связи - командира взвода связи танкового батальона. В личной жизни у Алексея тоже все шло хорошо - он встретил свою любовь, создал семью. Всё изменилось в конце февраля 2022 года.
«В первых числах марта, перед тем, как идти «за ленточку», Лёше вместе с друзьями удалось вырваться к нам домой - их часть неподалёку стояла. Несколько часов погостили у нас, как же рады мы были с отцом! А потом ушли», Людмила Анатольевна, мама Алексея, замолкает, смахивает слезы, снова переживая, вспоминает тот вечер, когда она в последний раз видела сына.
В свой последний бой Алексей Быков, несмотря на свою должность, пошёл наводчиком-оператором танка. Наступающие подразделения всегда несут потери в ходе боёв, а двигаться вперед надо - приказ никто не отменял.
7 апреля 2022 года танком командовал друг Быкова, а он сам занял место у орудия. В том бою практически во всех танках наступавшего подразделения были офицерские экипажи. «В бой идут одни старики», помните?...Танковый взвод угодил в засаду. Сразу подбит первый танк, следом за ним - второй. Они обездвижены, из машин валит дым. Третий Т-72, тот, на котором Алексей выдвигается вперед, ведет огонь по врагу, прикрывая товарищей, давая возможность выбраться из подбитых машин, вытащить раненых.
Танк под перекрёстным огнём, попадание в башню. Командир серьёзно ранен. Они вместе с механиком-водителем выбрались из задымившей машины.
Наводчик-оператор Быков остался в танке. Неподвижная, застывшая на месте, «семьдесятдвойка» была ещё жива. Вращалась башня, орудие находило цели и работало по врагу. О чём думал в те минуты Алексей Быков, мы никогда не узнаем. Банальным догадкам здесь не место. Мог ли он покинуть подбитую машину? Наверное, мог. Никто не осудил бы его. Но - танковая пушка огрызалась огнём. Из открытого башенного люка валил дым, человек и танк прикрывали своих боевых товарищей, давая им время. Время выжить. Под перекрёстным обстрелом Т-72 яростно сопротивлялся. Назло и вопреки всему - снарядам, ракетам ПТУРСов, самой смерти. Совсем, как на Огненной дуге, когда башнеры тридцатьчетверок вели каждый свой бой - до последнего вздоха. А потом настал тот самый, последний миг. Помните, в песне: «…И время его истекло». Очередное попадание в башню заставило наш танк замолчать. Они погибли вместе – человек и машина, ставшие в бою единым целым. Они выполнили свой долг.
«У Алексея так много было планов. Хотел в академию поступать. Он был лидером по характеру, я уверен, у него все в жизни получилось бы», - медленно и тихо говорит Сергей Викторович. Перед ним документы, фотографии. Отец кладёт на ладонь орден Мужества, которым был посмертно награждён его сын, и замолкает - горло перехватывает. Да что тут скажешь? Что осталось?
Цветы у обелиска. Спасённые жизни его боевых товарищей. Мало? Только погибшим «за други своя» жить вечно в памяти людской. В своё последнее мгновение Алексей Быков совершенно точно об этом не думал.
Василий Санеев