4 ноября мы отмечаем День народного единства. Как государственный праздник он введён в календарь в 2005 году, а история его берёт начало в далёком 17-м веке. Важнейшее событие отмечается в эту дату: освобождение Москвы от польско-литовских захватчиков. Тогда все силы народа соединились, чтобы спасти Отечество от гибели.
Время лихолетья, названное Смутным, затронуло все стороны русской жизни: экономику и идеологию, власть, внутреннюю и внешнюю политику. Измена, предательство стали нормой жизни. Нравственность пришла в упадок. Государственный кризис сказался и на духовности. Люди пошатнулись в православной вере после правления Ивана Грозного. Жестокий царь каялся в грехах перед иконами в слезах, а поднявшись с колен, без суда и следствия чинил кровавые расправы.
После смерти беспощадного правителя и его сына царя Фёдора, не оставившего прямого наследника, в стране обстановка обострилась. Смута, можно сказать, во‑первых, началась в головах. Со всех сторон полезли самозванцы, претендующие на трон. Всякий сброд, вооружившись чем только мог, шел на Москву. Ситуацией поспешил воспользоваться папа Римский. К осени 1611 года поляки заняли Москву и другие русские города на западе. Шведы захватили Новгород и побережье Финского залива. Для престола был приготовлен и кандидат в «русские» цари. Никогда ещё в своей истории наше государство не отдавало свои территории без боя. Дело шло к подчинению православной Руси папе Римскому.
Не остались в стороне и местные бояре-изменники. Захватив власть в свои руки, они составили грамоту. В ней говорилось, что страна «отдаётся на волю польского короля». Дело оставалось лишь за тем, чтобы сей документ подписал патриарх Гермоген, единственный законный представитель власти, оставшийся в Москве. Но, несмотря на угрозы, глава русской Православной Церкви отказался это сделать.
«…Всех благословляю умереть за Православие, но только не отречься», – писал он, обращаясь к народу.
Гермоген призвал подняться против врагов, освободить страну и отстоять отеческую веру. Во многие города рассылал Предстоятель свои грамоты, имеющие огромное влияние на людей.
Поляки, поддерживаемые русскими предателями, заточили его в подземную келью в Чудовом монастыре, находящемся в Московском Кремле. Серьёзную роль играла обитель в становлении государственности. Именно здесь с конца XIV века располагался центр книгописания, отражавшего главные исторические события Руси и её выдающихся личностей. А в XVII веке, о коем сейчас идет речь, здесь же размещалось греко-латинское училище, сформировавшее лучшие умы Отечества. И вот теперь из подземелья, где голодом морили непокорного патриарха, посыпались его обращения к народу. Не отречётся Предстоятель, погибнет голодной смертью. Но его слово подхватят насельники Троице-Сергиевой Лавры, станут отправлять по всему Московскому государству письма, наставляя людей, «…чтоб унимали грабёж, сохраняли братство и, как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев, и за веру, так бы и совершали». Велика роль патриарха Гермогена в преодолении Смуты, но, к сожаленью, мало кто теперь знает это имя и подвиг священномученика, отдавшего жизнь за веру и Отечество.
Далее на историческую арену выходят народные предводители. Кто из нас, современных, не слышал о Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском, не восхищался монументом на главной площади Москвы. Они сплотили народ, повели за собой, подхватив призыв патриарха Гермогена. Ополченцы двинулись из Рязани, подошли к Москве. Была зима, начало 1611 года. Собравшиеся со всех городов и весей горели желанием взять стольный град, но в разрозненных войсках не хватало единства. Вспыхнул конфликт между вольными казаками и гордыми дворянами. Убит был глава земского правительства, талантливый организатор Прокопий Ляпунов. Чудом спасся Дмитрий Пожарский. Сгоряча и на него покушались казаки. Так бездарно распалось первое ополчение.
Но жажда освободиться от иноземцев оказалась сильнее самолюбивых порывов отдельных отрядов, вносящих рознь. Спешно собиралось второе ополчение. Теперь духовное единство народа было поставлено выше социальных разногласий. Из Казани, по совету патриарха Гермогена, принесли икону Пресвятой Богородицы. Она не раз помогала в подобных бедах, вот и опять народ сплотился под святым образом.
Русичи наложили на себя строгий трёхдневный пост. Крестьяне и посадские люди, дворяне и казаки усиленно молились Царице Небесной перед Её Казанской иконой.
Ситуация осложнялась с каждым днём. Нужно было успеть помешать польскому гетману соединиться с гарнизоном, который уже вошёл в Кремль, занял его. Но как непросто победить, во‑первых, одолеть человеку свои собственные страсти. Когда вошли в столицу, опять по дороге к Кремлю вспыхнули распри между казаками и дворянской конницей. Тут выступил монах Авраамий, и горячее его слово смирило гордыню разногласия.
Бой был тяжёлым. Ополченцы под руководством посадского Минина и князя Пожарского взяли штурмом Китай-город и освободили Москву от захватчиков. 4 ноября (по новому стилю) поляки подписали соглашение о капитуляции.
Символично, что произошло это в день, когда православный русский народ чествует икону Божией Матери «Казанская», отдавая дань благодарности за помощь, оказанную ею под Казанью при царствовании Ивана Грозного. Осенний православный праздник наполнился с тех пор и гражданским, патриотическим смыслом.
И сегодня в этот день православные молятся Царице Небесной перед Её образом. Просят о том, чтобы Она и теперь, в такое непростое, сопровождающееся многими угрозами время, покрывала нашу землю, укрепляла веру. Настало время молиться о духовном единстве и сохранении нравственных основ жизни, на которых испокон веков держалась Русь, что и нынче поможет победить напасти, грозящие нашему обществу.