Немало красивых слов говорится о необходимости сохранения природы. Трудно представить цветущие кувшинки и лилии в воде, загрязнённой, например, отбросами производства. Так и люди, окруженные неблагоприятными воздействиями, болеют, чахнут…
Но нет в нас экологического сознания, не прививается с детства принцип «Не навреди!». Потому лозунг «Береги природу!» остаётся, в основном, лишь расхожей и затёртой фразой.
«Если плоды Твоих рук так прекрасны, и земля, отражающая только тень Твою, полна невыразимым величием, то каков же невидимый лик Твой», – говорится в одном из акафистов, обращённых к Создателю. Направила невольно внимание на эти слова и задумалась о бытии всех нас: а как мы воспринимаем Божий дар, столь прекрасный. Как распоряжаемся им?!
Не стану перечислять в рамках этого материала многочисленные экологические проблемы, которые человек сам создаёт своим бездумным отношением к окружающей среде. Природа в свою очередь отвечает людям неблагоприятной погодой, стихийными бедствиями, эпидемиями… Тема эта актуальна круглогодично, но так как в начале июня в нашей стране отмечается День эколога, возникло желание побеседовать с Ольгой Зеленской, руководителем объединения «Химия и окружающая среда» Валуйского эколого-биологического центра.
Здесь углубляют знания по химии, с дальнейшим применением их для экологических исследований любознательных подростков. Ангелина Осипова, Евгений Бырка, Максим Полухин, Андрей Гостяев – учащиеся разных школ города и района. Заниматься к Ольге Зеленской пришли потому, что по‑настоящему заинтересованы избранной темой и являются патриотами родного края.
Зеленская сообщила о том, что среди бумажной рутины, которой приходится отдавать немало времени, главное – живая деятельность и участие в конкурсах, на которых ребята проявляют свои знания.
Одним из последних стал проект «Экологический патруль», организованный Федеральным детским эколого-биологическим центром. Валуйчанами представлена работа на тему «Оценка экологического состояния участка реки Валуй в центре города».
Немалая подготовка ей предшествовала. Во‑первых, совместно с педагогом дополнительного образования Валуйского ЭБЦ Натальей Федосеевой подготовили видеорепортаж. Съёмки, начавшиеся на Валуе, продемонстрировали плачевное состояние обмелевшей реки, заросшей камышом.
Обсуждение поднятой проблемы продолжилось в кабинете консультанта территориального отдела государственного экологического надзора №3 Юрия Жулина. Здесь юный исследователь Андрей Гостяев задавал вопросы, как бы вёл интервью.
На суд строгого жюри были представлены видеоролики, фотографии, исследовательские работы, а также портфолио каждого из обучающихся. В них вошли Почётные грамоты, дипломы, прочие награды, свидетельствующие о достижениях ребят.
Как пояснила Зеленская, их наличие подтверждает увлечённость данной наукой, компетентность в ней и означает – обучающимся можно доверить ценное оборудование для проведения дальнейшей изыскательской деятельности.
«В проекте «Экологический патруль» приняло участие более двух десятков регионов нашей страны. От Белгородчины выступило 46 команд-участниц. Мы попали в число шестнадцати победителей и теперь получим электронные датчики для определения состояния водоёмов», – сказала Зеленская в ходе разговора.
Так что юные экологи под руководством своей наставницы смогут продолжить, а главное, углубить свою деятельность.
«Талантливые, любознательные, трудолюбивые! Постоянно придумывают новые темы, проекты, с успехом их воплощают. Вот и прибавляются награды в нашем объединении, принимающем участие во многих конкурсах разных уровней», –рассказала педагог о своих подопечных.
Увлечённость естественными науками задает вектор и в выборе будущей профессии. Ангелина Осипова собирается поступать в медицинский вуз. Максим Полухин мечтает о специальности, связанной с химией или физикой. Евгений Бырка, имея множество интересов, в выборе профессии пока не определился. Также как и наш самый юный Андрей Гостяев. Тут ему в помощь будет и богатый опыт выступлений на различных конкурсах, вплоть до общероссийского уровня.
Порадовалась руководитель объединения и тому, что работает в творческом коллективе, обобщив, что и другие сотрудники этого учреждения дополнительного образования имеют свои успехи в обучении детей.