Николай Фёдорович Ватутин — один из прославленных советских полководцев. Его имя тесно связано с развитием и укреплением наших Вооружённых Сил, с яркими победами на фронтах Великой Отечественной войны.
С 1920 года судьба Ватутина на всю жизнь связалась с военной службой: 19-летний Николай мобилизован в ряды Красной Армии. Военную службу будущий полководец начал рядовым третьего запасного полка в Харькове, а затем 113-го запасного батальона в Луганске.
Вскоре Ватутин принял боевое крещение, показав себя дисциплинированным, храбрым бойцом. В октябре 1920 года он стал слушателем 29-х пехотных курсов в Полтаве. В 1921 году Николай Ватутин вступил в Коммунистическую партию.
Первый курс Полтавской пехотной школы Ватутин закончил на «отлично». За успехи в учёбе и службе его назначили командиром курсантского отделения, а через год — помощником командира взвода.
С 1922 года Ватутин командир отделения, а затем взвода 67-го стрелкового полка 23-й стрелковой дивизии в Чугуеве. В январе 1924 года его направили в Киевскую высшую объединённую военную школу.
Николай Ватутин занимается старательно, не давая себе передышки даже в выходные дни. Сдав экзамены досрочно, он возвратился в 67-й стрелковый полк и получил назначение на должность помощника командира роты полковой школы. С января 1925 года Ватутин — временно исполняющий обязанности начальника полковой школы.
«Сила воли развита в высшей степени. Энергичный. Авторитетный. Вынослив. В обстановке разбирается хорошо. Оценивает правильно. Твёрдо знает своё дело. К себе и подчинённым требователен. Хороший стрелок. Любит военную службу», — было написано в аттестате Ватутина того времени.
В августе 1926 года Николай Ватутин поступил в Военную академию имени Фрунзе. Преподаватели сразу же подметили у Ватутина такие черты, как целеустремлённость, настойчивость, умение в нужный момент пойти на обоснованный риск, быстро принять решение и провести его в жизнь
Окончив в 1929 году академию, Ватутин работал в штабе дивизии, затем — помощником начальника отдела штаба Северо-Кавказского военного округа, а с конца 1931 года — начальником штаба 28-й горно-стрелковой дивизии в городе Орджоникидзе.
В 1936 году полковник Николай Ватутин назначен начальником оперативного отдела штаба Сибирского военного округа. Через полгода его командировали на учёбу, и он в числе первых 137 человек был принят в Военную академию Генерального штаба РККА. С 1937 года он заместитель, а через год начальник штаба Киевского особого военного округа.
В войсках сразу же почувствовали, что штаб возглавил энергичный, прекрасно знающий своё дело начальник. Учения он проводил в обстановке, максимально приближенной к боевым условиям.
В годы Великой Отечественной войны с особой силой проявились полководческий талант и знания Ватутина. В октябре 1941 года он руководил ударной группировкой войск Северо-Западного фронта, нанёсшей врагу неожиданный удар в районе Новгорода и Калинина. За проявленные при этом личное мужество и решительность генерал-лейтенант Ватутин был награждён орденом Красного Знамени.
С мая по июль 1942 года Ватутин являлся заместителем начальника Генштаба и уполномоченным Ставки на Брянском фронте, где ситуация была весьма сложной и опасной. Принимал непосредственное участие в Сталинградской и Курской битвах, а также в освобождении всей Украины.
29 февраля 1944 года Николай Ватутин совершал инспекционный объезд войск. Он с небольшой охраной ехал в 60-ю армию к генералу Ивану Черняховскому, штаб которого располагался в городе Славута. Машина следовала по Ровеньскому шоссе. Заметив просёлочную дорогу, Ватутин приказал свернуть. И здесь, на окраине села Милятин, машина с генералом и немногочисленной охраной попадает в бандеровскую засаду. Во время перестрелки Николай был тяжело ранен в бедро. Его доставили в госпиталь 13-й армии, где хирурги сделали заключение, что ранение относится к категории тяжёлых и требует, как минимум, двух месяцев лечения.
По истечении суток Ватутина эвакуировали в Киев, куда из Москвы прибыли опытные специалисты во главе с Бурденко. В самом начале дела Ватутина пошли на поправку. Но затем началась гангрена, возникла угроза жизни. 5 апреля была произведена ампутация, но и это не помогло. Генерала армии не стало…
Тяжёлое горе обрушилось на жену полководца Татьяну и осиротевших детей. Но ещё больше сил, чтобы пережить эту утрату, потребовалось его матери Вере Ефимовне. Ведь эта простая русская женщина в феврале 1944 года получила похоронку на сына Афанасия. Через месяц, в марте, — новая похоронка, уже на младшего, Семёна. И вот теперь она пришла к гробу своего третьего сына…
17 апреля в 18:00, когда войска склонили боевые знамёна перед могилой выдающегося военачальника, радио донесло до украинской столицы раскаты прощального траурного салюта Москвы, отдавшей от имени Родины последнюю воинскую почесть Ватутину — полководцу, коммунисту, герою… Похоронили Ватутина в парке на высоком берегу Днепра. Там же в 1947 году установлен памятник полководцу, на постаменте высечены слова: «Генералу Ватутину от украинского народа».
3а образцовое выполнение боевых заданий командования на фронтах борьбы с фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1965 года генералу армии Ватутину Николаю Фёдоровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.