

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, — один из самых любимых и почитаемых святых не только в России, но и во всем христианском мире. Его имя знают даже далекие от церкви люди, а образ доброго старца, приносящего подарки, стал частью мировой культуры. Однако за этим фольклорным персонажем стоит реальная историческая личность — ревностный епископ, защитник невинных, тайный благотворитель и молитвенник, чье заступничество верующие испытывают уже более полутора тысяч лет.
В отличие от многих святых, память которых отмечается один раз в год, святителя Николая Русская Православная Церковь вспоминает несколько раз. Эти даты непереходящие и остаются неизменными:
Такая частота празднования — яркое свидетельство особой народной любви. В народном сознании с этими датами связывались важные вехи сельскохозяйственного года: начало летних работ, сенокос, окончание жатвы.
Отдельного внимания заслуживает особо чтимая в Белгородской митрополии икона святителя Николая Ратного. Этот образ имеет глубокие исторические корни и тесно связан с воинской славой и защитой родных рубежей.
Историческое название иконы — «Святой Никола Ратный». Согласно преданию, эта икона явилась в источнике в селе Устинка, где позже была основана пустынь. Жители Устинки и сегодня показывают место её явления. В XVI–XVII веках икона прославилась как защитница от набегов татар: по преданию, в один из набегов монахи вынесли образ к плотине на реке Коренек, и при виде иконы татары пришли в замешательство, многие упали в реку, а остальные бежали.
Образ Николая Ратного также сопровождал русских солдат в войне 1812 года, и, по устному преданию, перед боем их с этой иконой благословлял сам фельдмаршал М. И. Кутузов. Икона вдохновляла воинов и в другие трудные для Отечества времена, включая русско-японскую войну. До 1765 года она находилась в Коренской пустыни, а затем была перенесена в Белгородский Свято-Троицкий собор. В 1990-х годах образ был перенесен в Преображенский кафедральный собор Белгорода, где стал одной из главных святынь.
Перед этой иконой традиционно молятся воины, их семьи, а также все, кто ищет защиты и заступничества в трудных обстоятельствах.
Прозвание «Чудотворец» дается святым, прославившимся множеством засвидетельствованных чудес по молитвам к ним. Святитель Николай считается одним из самых «скорых» помощников. К нему традиционно обращаются:
Широкая слава о его чудесах и доброте привела к тому, что в западной традиции его образ постепенно трансформировался в Санта-Клауса (от лат. Sanctus Nicolaus — святой Николай), дарующего подарки детям на Рождество.
Будущий святитель родился в III веке в греческом городе Патары (Малая Азия, современная Турция) в состоятельной христианской семье. С юности он отличался глубокой верой и милосердием. Самое известное предание рассказывает, как он тайно помог разорившемуся отцу, собиравшемуся из-за нищеты отдать своих дочерей в блуд. Трижды ночью Николай подбрасывал ему в окно мешочки с золотом на приданое, спасая честь семьи.
Позже он был чудесным образом избран архиепископом Мир Ликийских. Во время гонений при императоре Диоклетиане он провел в тюрьме, а после освобождения активно боролся с язычеством. Церковное предание (хотя и не подтвержденное ранними документами) гласит, что святитель Николай был участником I Вселенского Собора в Никее (325 г.) и даже, горя ревностью о вере, дал пощечину еретику Арию.
Святитель Николай отошел ко Господу в середине IV века. Его нетленные мощи, источавшие целебное миро, покоились в кафедральном соборе города Миры.
В XI веке, опасаясь осквернения святыни мусульманами, итальянские купцы из города Бари тайно вывезли большую часть мощей и доставили их в свой родной город 9 мая (22 мая по новому стилю) 1087 года. Здесь для них была построена величественная базилика, где ковчег с мощами находится и сегодня, привлекая тысячи паломников. Оставшаяся часть мощей позже была перевезена в Венецию.
Почитание святителя Николая пришло на Русь сразу после Крещения. Его считали небесным покровителем державы и русского народа. Еще святая княгиня Ольга воздвигла первый на Руси Никольский храм над могилой князя-христианина Аскольда в Киеве.
Именем Николая Угодника освящены бесчисленные храмы и монастыри от Новгорода до Владивостока. В Москве в честь него названа одна из башен Кремля — Никольская. Его образ на иконах — «Никола Можайский» — с мечом и градом в руках, символизировал его как защитника русских земель, находясь в том же смысловом ряду, что и белгородский «Никола Ратный».
Иконография святителя Николая — одна из самых богатых. Сложилось два основных типа:
Особой назидательностью отличаются житийные иконы, где в клеймах (небольших сценах вокруг центрального образа) подробно иллюстрируется жизнь и чудеса святого. Отдельный сюжет — «Никейское чудо», где Христос и Богородица возвращают святителю Николаю епископские инсигнии (Евангелие и омофор).
Образ «Николы Ратного» относится к особой категории икон, где святитель изображается как небесный воевода и защитник. Он продолжает традицию таких изводов, как «Никола Можайский», подчеркивая роль святого как покровителя православного воинства и всей страны.
Святитель Николай Чудотворец остается тем духовным мостом, который соединяет века, культуры и даже конфессии. От древних Мир Ликийских до современного Белгорода, от моряков до воинов — его жизнь, полная деятельного добра и твердой веры, продолжает вдохновлять, а его скорое заступничество — дарит надежду и защиту миллионам людей по всему миру.












