Музыка танца. Её звучание, действо, язык понятны человеку любой национальности. Пластика, динамизм, экспрессия без слов донесут до зрителя чувства, мысли и переживания исполнителей. Колоссальный труд, великое терпение стоят за кажущейся лёгкостью, полётом этого вида искусства.
Нам, живущим в Валуйском городском округе, повезло. Радуют зрителей прекрасные хореографические ансамбли, действующие в сфере культуры. Об одном из них, удостоившемся звания «Заслуженный коллектив народного творчества Российской Федерации», сегодня пойдёт речь. Это хореографический ансамбль «Театр танца Ирины Михеевой». Портрет талантливого педагога размещён на Доске почёта городского округа. И разве не замечательно, что в конце уходящего напряжённого года предоставилась возможность пообщаться с наставником юных танцоров, узнать о буднях и праздниках её подопечных, занятия с которыми проходят теперь в обновлённом, просторном танцевальном зале.
Путь Ирины Михеевой в хореографии, насчитывающий уже тридцать второй год, был предопределён, можно сказать, с самого раннего детства, как только маленькая Ирочка встала на ножки. Стоило малышке заслышать ритмичную мелодию — сразу пускалась в пляс. Потому немудрено, что дальнейшее её развитие проходило в любви к танцу. В то время, когда росла Ирина, детвора любила и умела проводить время с пользой. Дружные были, вместе готовили и устраивали замечательные уличные концерты. Свои таланты демонстрировали мамам, папам, соседям. С каким удовольствием наряжалась и танцевала Ирочка, вызывая (я в том просто уверена) восторг благодарных зрителей.
Грациозная подвижная девочка мечтала о балете… Подумывала поступить в училище, куда брали детей с десятилетнего возраста. Даже приготовила чемоданчик, уложив в него необходимое для юной танцовщицы. С каким удовольствием вечерами перебирала, примеряла наряды, представляя себя в роли ученицы хореографического училища. Но ведь недаром есть выражение: «Балет — это каторга в цветах». Вот и родители третьеклассницы отговаривали её от поступления. Не поощряли они увлечённость дочери хореографией, понимая, какой это тяжёлый, требующий самоотречения труд. И действительно, сложно было бы домашней девочке оказаться в чужом городе наедине с жесткими ограничениями и требованиями балетной школы. Пришлось забыть на время о своей мечте. Выучившись в музыкальной школе по классу домры, Ирина продолжила образование в Белгородском музыкальном училище.
С удовольствием моя собеседница вспомнила о том, как её, молодого специалиста, направили в село Бессоновка Белгородского района в колхоз имени Фрунзе. Руководил им Василий Яковлевич Горин, чьё имя носит теперь Белгородский государственный аграрный университет. Далеко за пределами известно было это коллективное хозяйство, причём не только трудовыми достижениями. И отдыхать тут умели, и прививать детям чувство прекрасного. Даже собственная школа искусств была в селе, в котором действовали и оркестр, и ансамбль песни и пляски.
Приобретая опыт культработника, Ирина не только обучала детей играть на домре, но и исполняла на этом инструменте различные партии в оркестре. А самое главное, здесь ей представилась возможность воплотить свою детскую мечту: девушка поступила танцовщицей в ансамбль песни и пляски. Не раз коллектив выезжал на гастроли. Потому уже в ту пору ей довелось выступать не только перед российскими зрителями, но и зарубежными. Захватила, увлекла любимая стихия. Ирина окончательно осознала: хореография — не просто детское увлечение, а призвание. Сегодня она, зрелый мастер, признаётся, что именно во время танца познает ни с чем не сопоставимые ощущения.
— Их хочется испытать ещё и ещё, это сродни эйфории. А если осталась недовольна, как станцевала, словно рану, чувствуешь в душе… — поделилась она сокровенным.
Но вернёмся ко времени её юности. Незаметно, плодотворно, насыщенно прошли для молодого специалиста годы в том коллективном хозяйстве. Вернувшись в Валуйки, Михеева устраивается в Дом культуры методистом, где вскоре проводит свой первый набор как хореограф. Немного их было, тех её учеников, всего 25 человек. Младшая группа состояла из учащихся вторых-третьих классов, средняя из семиклассников, а в старшую пришли студентки Валуйского педучилища.
Наконец‑то Ирина могла заняться любимым делом. Обучать ребят хореографии, подбирать музыку к танцевальным движениям, создавать костюмы, шить их — всё было ей в радость. И, конечно, безудержно тянуло танцевать самой. Так была создана группа «Имидж». Втроём с Германом Остапенко и Галиной Чесноковой они экспериментировали, разучивали оригинальные композиции, пробовали себя в разных современных жанрах. Зажигательные выступления столь яркого молодёжного коллектива тепло принимали как в нашем районе, так и по всей Белгородчине.
То были непростые 90-е годы, когда не хватало средств на самое необходимое, в том числе приобретение сценических костюмов и обуви. До сих пор Ирина Ивановна с благодарностью вспоминает о каждом случае оказания им материальной помощи.
Любимому делу она отдавала себя всегда целиком и полностью. На первых порах чувствовала недостаток специальных знаний. Но и тут не растерялась, поступила в Московский государственный университет культуры и искусств, овладела специальностью «балетмейстер-педагог». Получить образование было непросто, как теперь вспоминает Михеева, прошедшая долгую напряжённую дорогу к нынешнему успеху.
«Работа, учеба в вузе, маленький ребенок. Спасибо родителям, очень меня поддержали. Мама даже до пенсии не доработала, чтобы помочь с маленькой дочкой, — вспоминала она те годы. — Но и результат стоил того, высшее образование, вооружив необходимыми знаниями, дало мне основательную базу и уверенность».
Разговор зашёл о том, как помолодели танцевальные «кадры».
— Раньше набирали в коллектив примерно с семи-восьмилетнего возраста, а теперь с четырёх лет. В подготовительную группу их берём — и я, и моя дочь Кристина Боброва. Она тоже стала хореографом. Вот уже семь лет вместе занимаемся, каждая со своим набором. В День города в нынешнем году её танец «33 коровы» в исполнении самых маленьких воспитанников был принят очень тепло, — с удовольствием отметила Ирина Ивановна. Она продолжала говорить об особенностях работы с малышами. О том, как непросто ежеминутно владеть их вниманием, обучая танцевальным движениям и дисциплине.
— На выбор профессии дочерью, конечно, повлияла ваша увлеченность танцами, — говорю уверенно.
— Видимо, так. Она ведь с двух лет за кулисами сцены, с четырёх танцует сама, — услышала краткий ответ.
— У Кристины всё еще впереди. А вы? Не устали, не разочаровались за годы в выбранном деле? Может, правы были родители — работа‑то действительно сопряжена с большим расходом энергии, физической, нервной, моральной.
— Нисколько! С детьми так интересно, никогда не соскучишься. За постоянное движение, разнообразие люблю свою работу. Даже когда ставим танец, который другими ребятами уже исполнялся несколько лет назад, он смотрится иначе, звучит по‑новому, другими красками играет, — делилась Ирина Ивановна. Продолжая свои размышления о хореографии, привела в пример «Калинку».
— Мне повезло видеть этот номер. Зрители рукоплескали, были в восторге! — говорю, вспоминая свои впечатления от концерта ее воспитанников.
— Юным артистам необходимы публичные выступления, — продолжала моя собеседница. Слегка вздохнув, сообщила о том, что в 2020 году из‑за пандемии были отменены отчётные концерты. — А детям нужен выход, контакт со зрителем. Без сцены, без обратной связи они гаснут. Потому что нет возможности поделиться эмоциями, получить их из зала. Младшие загораются желанием дотянуться до мастерства старших товарищей, — говорила увлеченно балетмейстер-педагог. Вспомнила, с каким удовольствием на весенних отчётных концертах аплодируют юным танцорам их родители, бабушки, дедушки и просто поклонники их таланта. А мне представилось море цветов, этих посланцев признательности хореографам от благодарных зрителей за их труды.
— Какой танцевальный жанр вам ближе всего? — спрашиваю в завершение беседы.
— Все люблю! Кроме, как бы это выразить… — задумалась, подбирая слова. — Кроме бездарного, что ли… В нашем репертуаре обязательно присутствуют танцы классические, народные и современного направления. Главное, чтобы было музыкально, гармонично и зрелищно.
Тренировочное занятие представлено в видео: