Семидесятые годы прошлого века (этому, пожалуй, уже более 50 лет) — расцвет вокально-инструментальных ансамблей. Во всех клубах, ДК на территории города и крупных населённых пунктов действовали ВИА, кое‑где было два состава.
Тогда не знали «плюсовки» и «минусовки», звучала живая музыка на танцах, концертах, стадионах. Именно так и называли вечера-танцы, а не дискотеки, танцполы. В центральном сквере Валуек, он располагался там, где сейчас ЦКР и кинотеатр, блистала в 1970–1971 году на танцах Ольга Зеленская (Слепнева), она комментировала выступление ВИА, приглашала на белый танец. Молодой, инициативный специалист, Ольга реализовывала уже тогда необычные идеи, проекты, талантливая, с богатой фантазией, делала всё творчески, интересно. В накинутой на плечи яркой шали ниже пояса, она казалась шамаханской царицей.
Вокальные ансамбли были созданы тогда и на некоторых предприятиях.
И вот наступила последняя четверть семидесятых. Начался подъём национальной, народной культуры, корни которой уходят вглубь веков. В нашем районе был широко известен Шелаевский народный хор, который исполнял старинные песни местности.
Приезжали сюда специалисты в области народного искусства, студенческие экспедиции. Они изучали, записывали бытовые, обрядовые песни нашего края. Вышел большой диск-пластинка песен Шелаевского хора. Стали появляться такие коллективы и в других клубах и ДК. Их мелодии имели своеобразную «окраску», тексты тоже отличались, ведь каждая местность имела свои, передающиеся из поколения в поколение старинные песни.
В конце лета на большой поляне в районе Раздолья, где обычно проходило массовое гуляние в честь Дня железнодорожника, состоялся большой фольклорный фестиваль. Были расставлены столы и витрины, на которых красовались вышитые рушники, кофты и сарафаны, рубашки, их извлекли на свет из бабушкиных сундуков и комодов.
Разноцветные пояски, кушаки удивляли взоры многочисленных гостей и посетителей. Конечно, разыскать всё это было непросто, но люди с пониманием отнеслись и не пожалели раритетные изделия прикладного искусства.
Здесь же, на поляне, выступили фольклорные коллективы из разных сёл района. Костюмы, конечно, у них были скромные, кто что смог найти — вышитая сорочка, кокошник, юбка с нашитыми лентами, фартук, монисто на шее…
Праздник получился яркий, самобытный. И пошло с тех времён возрождение народной культуры. Радует в настоящее время расцвет этого вида искусства. Фольклорные коллективы в составе пожилых людей сменили молодые голоса, есть подростковые и совсем юные коллективы, в том числе казачьи ансамбли.
Обучают детей профессионалы в ДШИ на фольклорных отделениях. И, конечно, тут создан не один детский коллектив с солистами. А какие замечательные, яркие костюмы сопровождают выступления! Многие фольклорные коллективы носят звание народных, образцовых.
Слушаешь старинные мелодии и душой понимаешь, что в них заложен глубокий смысл, они — источник вдохновения, кладезь мудрости, чистый родник народного творчества для многих поколений.