Local Logo
Новости Валуйского городского округа Белгородской области
93.44
-0.65$
99.58
-0.95
+10 °С, ясно
Белгород

Фотография как искусство. Сотрудник Валуйского музея рассказала историю местных снимков

13 ноября 2020, 08:12Культура
Фото: valmuseum.ru

Главный хранитель культурного учреждения, член Союза журналистов России Наталья Иващенко провела мини-исследование.

Фотография настолько прочно вошла в нашу жизнь, что сегодня мы уже не представляем, как обходились раньше без фотосъёмки того или иного события. Посещение интересных мест, дружеская встреча, отпуск — всё это непременно остаётся запечатлённым на фотокамеру.

Однако в условиях скоростного ритма современной жизни кадры, зачастую, не распечатываются. На это просто нет времени, да и необходимости. Действительно, зачем нужны бумажные снимки, когда огромное их количество может храниться на электронных носителях?

Но мы ошибаемся, ведь по этой причине, к сожалению, уходят в прошлое семейные альбомы… Тем более, такая редкость в наше время — держать в руках подлинные фотографии начала ХХ века. Они — настоящее произведение фотоискусства!

Мало кто из валуйчан знает, что в начале прошлого столетия в нашем городе успешно работала фотомастерская, принадлежавшая Илющенко. Он же был владельцем и гостиницы («номеров»), что располагалась в старинном здании на Базарной площади. Оно известно нам сейчас как Валуйская школа искусств №1 по улице Пролетарской.

Оборотная сторона снимка из фотомастерской А.П. Илющенко. Валуйки. Начало ХХ в.
Фото: valmuseum.ru

По роду своей хранительской деятельности мне постоянно приходится работать с фондами Валуйского историко-художественного музея. К одним из самых ценных предметов коллекции «Фотодокументы» можно отнести снимки, датированные началом ХХ века.

По большей части, это видовые фотографии, но есть и портреты. С них на нас смотрят благородные мужчины в военных мундирах и знатные дамы. Хранятся и семейные снимки. Постановочные кадры выполнены в салонах Москвы, Санкт-Петербурга, Харькова и, конечно, Валуек. Фон подобран с дорогим интерьером и красивой мебелью. Задний план должен был непременно создавать атмосферу богатства и роскоши, подчеркивать статус изображаемого. Продуманы даже такие детали, как цветы в вазах и кружевные накидки на этажерках. Но были и несоответствия, которые видны невооруженным глазом.

На одной из фотографий, на вычурном фоне, немного странно смотрится вдовствующая семья, состоящая из молодой женщины, её пожилой матери и двоих маленьких детей. Их серьёзные лица, тёмная одежда и головные уборы совершенно не увязываются с окружающим нарядным интерьером. Видел ли этот диссонанс фотограф, для нас останется загадкой. Но следует отдать ему должное, технически снимок был выполнен очень профессионально и чётко.

Валуйская фотомастерская Илющенко предлагала своим клиентам фон заднего плана в виде открытой террасы с античными колоннами и замысловатыми архитектурными элементами. Конечно, это было всего лишь изображение на стене, но выглядело все довольно реалистично. В музее хранится несколько сделанных там фотографий, и на всех фон повторяется. Меняются лишь предметы мебели — стулья рядом с людьми. На одном из снимков маленький ребенок стоит на венском стуле. На другом — знатная дама, валуйчанка Акулина Ивановна Макашова, положила руку на резную спинку стула, обитого мягкой тканью, больше напоминающего дорогое кресло.

Кстати, об Акулине Ивановне мы располагаем некоторыми фактами. Со слов старожилов известно, что она держала в Валуйках завод фруктовых вод по улице Степана Разина (ранее — Стрелецкая). На этой же улице находилась и мебельная фабрика, принадлежавшая промышленнице. Более точных сведений о Макашовой, к сожалению, нет. Поэтому хочу обратиться с просьбой к читателям газеты. Если вам известны и другие подробности из жизни этой женщины, музейные работники, как собиратели истории края, будут благодарны любой информации.

Фотографии начала ХХ века, отпечатанные на тонкой фотобумаге, наклеивались в мастерских на плотный картон. Спереди, вокруг снимка, получалась рамка, на которой располагались тисненые надписи с названием города, салона и фамилией его владельца. На оборотной стороне картона оставалось место, где фотохудожник реализовывал весь свой творческий потенциал. Там могли быть изображены мольберт, художественный холст с этюдом, фотоаппарат со штативом, палитра с кистями, ангелы, драпировка и многое другое.

Всё это щедро декорировалось цветами, веточками вербы и причудливой формы листьями. Сам сюжет обычно был монохромным, выполненным только одним цветом типографской краски: коричневым, зеленым или черным. По сути, оборотная сторона фотографии являлась, своего рода, рекламным полем, броским и привлекающим внимание. На нём хозяин салона указывал свое имя и адрес мастерской.

Примечательно, что на фотографии авторства московского фотографа Михайловского, которая хранится в нашем музее, указан даже номер телефона. Удивительно, ведь это начало ХХ столетия! А учитывая тот факт, что телефонизация в Москве на тот момент охватывала не более четырёх процентов населения, можно сделать вывод, что Михайловский был далеко не бедным человеком, раз мог себе позволить телефон. Следовательно, печать фотографий приносила неплохой доход, а услуги фотографа были довольно востребованы.

Но если мы посмотрим на снимок, сделанный в валуйской фотомастерской Илющенко примерно в то же время, то увидим, что телефон там не указан. Или у владельца его не было, или печатать его на обороте было нецелесообразно, поскольку воспользоваться им большая часть населения нашего города попросту не могла ввиду отсутствия такового.

Фотография считается одним из выдающихся научно-технических открытий XIX века. Её история берет начало в 1826 году, когда французу-изобретателю Жозефу Нисефору Ньепсу удалось сделать снимок, сохранившийся до наших дней.

За время, равное почти двум столетиям, способы печати фотографий постоянно менялись и совершенствовались. Прототипом современного фотоаппарата считается камера-обскура (с латинского — «тёмная комната»). Это оптическое устройство, с помощью которого на экране получались изображения отображаемых предметов. Представляло собой тёмную коробку, не пропускающую свет. А первый настоящий фотоаппарат появился в нашей стране только в 1931 году. Он был складной, с выдвижной объективной доской и светонепроницаемым мехом. Помещался в футляр из чёрного дерматина. Получил название «Фотокор‑1» и стал первым крупносерийным советским фотоаппаратом, снимающим на стеклянные фотопластины известного всем формата 9x12 см. Камера производилась до 1941 года.

За этот период было выпущено более 1 млн экземпляров. Фотоаппарат известен тем, что именно с его помощью велась документальная съёмка хроники событий Великой Отечественной войны. Уже только поэтому стоит увидеть экземпляр из этой серии, тем более, он всегда доступен для просмотра в экспозиции Валуйского музея.

Технический прогресс не стоит на месте, и современные камеры отдалённо уже не напоминают те, с которых начиналось развитие фотографии. Но благодаря изобретённым много лет назад методам съёмки, сегодня мы имеем усовершенствованные и современные устройства, позволяющие получить высококачественные снимки. Тем более ценно, когда камеру держит в руках настоящий фотограф-профессионал, понимающий, что сделать удачный снимок — не просто щелкнуть затвором фотоаппарата. Это ещё и умение, и талант, и настоящее искусство!

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоВчера, 19:39
«Родительский патруль» валуйской средней школы № 4 провёл рейд по улицам микрорайона Соцгород
Материал
ОбществоВчера, 11:38
Работники компании Белгородэнерго подготовились к работе в неблагоприятных погодных условиях
Материал
Общество18 апреля , 19:59
Белгородский губернатор Вячеслав Гладков ответил на вопрос о проведении выпускных вечеров в регионе