В России праздник отмечается с 1992 года, когда приняли закон «О защите прав потребителей». Смысл его в том, чтобы обратить внимание людей на их права.
В 2024 году этот день проходит под девизом «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей». Развитие искусственного интеллекта имеет множество преимуществ, в то же время его применение может иметь серьезные последствия для безопасности потребителей, такие как распространение ложной информации, нарушение конфиденциальности, мошеннические действия (в частности, взломы аккаунтов в социальных сетях и мессенджерах, использование видео и аудиозаписей якобы от лица владельца аккаунта).
Все мы ходим в магазины, и далеко не всегда это приносит только положительные эмоции. Товары с истёкшим сроком годности на полках, несоответствие цены в зале и на кассе, лишние товары в чеке, запрет зайти с коляской – и это далеко не полный список нарушений, с которыми мы сталкиваемся каждый день. На что же покупатель в реальности имеет право?
По общему правилу пищевые продукты возврату и обмену не подлежат даже в том случае, если покупатель передумал сразу же после оплаты. Однако потребители имеют право вернуть товары этой категории в том случае, если они ненадлежащего качества: не соответствуют санитарным требованиям, просрочены, каким-либо иным способом испорчены в магазине.
Но, естественно, при том условии, что вы намерены заплатить за этот товар! Заплатить за товар столько, сколько указано на ценнике в торговом зале.
Чаще всего сотрудники магазина находят «оправдание» для такой ситуации: акция была, но только что закончилась; не успели обновить ценники; ошиблись при печати стоимости и так далее. Покупателя при этом склоняют, конечно, заплатить столько, сколько «насчитал» кассовый аппарат. Но вы имеете право требовать, чтобы вам продали товар по той цене, которая указана в ценнике. А если уже успели заплатить и потом заметили несоответствие – чтобы вернули разницу.
Часто такой запрет объясняется тем, что крупный предмет может смахнуть с полки товар. Но такие ограничения противоречат законодательству! По закону люди с детскими колясками приравниваются к маломобильным гражданам. В законе говорится, что нельзя препятствовать посещению такими людьми магазинов и иных общественных мест. Если администрация магазина ссылается на узкие проходы между стеллажами и поэтому не пускает вас в магазин, это говорит только о том, что она нарушает закон! Ширина проходов должна быть не менее 80 см, а этого более чем достаточно для свободного перемещения взрослого с коляской.
Если повреждение товара произошло по вине продавца, оплачивать товар не нужно.
Иногда администрация магазина запрещает съемку в торговом зале. Если покупатель пытается сфотографировать витрину или упаковку товара, его просят не делать этого и даже выгоняют. Но подобные ограничения незаконны! Так как данные о расположении, этикетке и стоимости товара не относятся к разряду государственной или коммерческой тайны, вы имеете право фотографировать и полки, и упаковки.
Если вы предполагаете, что ваши права нарушены, можете обратиться за консультацией в филиал «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области в Алексеевском районе», отдел в Валуйском округе по адресу: г. Валуйки, ул. 50 лет ВЛКСМ, 11. Тел. 8 (47236) 3-11-27.