Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
12 декабря_ выставка
09:36, 19 октября 2020
 390

Валуйский педагог: «Краеведение — это важная составляющая детского туризма»

Валуйский педагог: «Краеведение — это важная составляющая детского туризма»Фото: Из личного архива Виктории Рысухиной
  • Письмо в редакцию

Методист Виктория Рысухина поделилась информацией о развитии туристической отрасли через газету.

В настоящее время туристическая отрасль представляет собой мощную индустрию бизнеса, приносящую большие доходы в бюджет, особенно в экзотических уголках планеты. Я хочу посвятить разговор другому виду активного туризма, которым занимаются дети и подростки. Это не экскурсионный тип, когда идёт пассивное восприятие достопримечательностей в автобусе, самолёте или поезде. Ребята сами со своими наставниками совершают путешествия, которые преследуют цель не только развлечения, но и оздоровления, физического развития, нравственного становления, воспитания самостоятельности, умения, сноровки, практического выживания в трудных ситуациях. Коллективные походы укрепляют тело и душу ребят, развивают дружбу, взаимовыручку, учат терпению. По большому счету, туризм — здоровьесберегающая технология плюс воспитание всесторонне развитой личности.

Дополнительное образование, какое даёт наше учреждение, помогает детям познавать мир во всей полноте, готовит их к взрослой жизни. Педагоги общаются с ребятами во внеурочное время, они передают им знания, опыт, умения и воспитывают в патриотическом духе. Всё это оберегает наше подрастающее поколение от негативного влияния улицы, плохих компаний, помогает самостоятельно действовать в различных жизненных ситуациях.

Одним из направлений дополнительного образования является туристско-краеведческое движение.

Его история уходит корнями в далёкое прошлое. Уже в 18-м веке в России проходили краеведческие исследования. Использование экскурсий, походов в народном образовании как средства воспитания и обучения находило применение во второй половине 19-го века. Педагогическую целесообразность туризма и краеведения обосновал известный педагог Константин Ушинский.

В первое десятилетие после Октябрьской революции такая деятельность была сосредоточена во внешкольных организациях. Помешала дальнейшему развитию Великая Отечественная война. Но и в её ходе детские организации помогали фронту: собирали посылки воинам, добывали важную информацию о врагах, помогали партизанам.

В пятидесятые годы началось массовое распространение туристско-краеведческого движения. Создавались кружки, секции, отряды юных краеведов и туристов. В нашей области такое движение сделало первые шаги сто лет назад, в двадцатые годы прошлого века. Работали загородные лагеря для детей, организовывались походы на природу с целью изучения родного края, его достопримечательностей, героического прошлого.

С 1955 года это движение становится организованным, в том числе и в Валуйском районе. В школах создавались музеи боевой славы, собирались фото и документы архивного плана с воспоминаниями земляков о значимых событиях. В 1965 году школьники включились во Всесоюзный поход по местам революционной, боевой и трудовой славы. Страна отметила в этот год 20-летие Победы в Великой Отечественной войне. Валуйские школьники отметили юбилей проведением походов по местам сражений. Первые школьные музеи боевой славы появились в Казинской средней и Уразовской восьмилетней школах, к их созданию привлекли фронтовиков.

Расцвет детско-краеведческой деятельности приходится на 70-е годы. В это время активно работали видные, талантливые краеведы Григорий Денисенко, Михаил Карагодин, Анатолий Шевченко, Михаил Сухоруков, организаторы туристского движения Владимир Скидоненко, Любовь Мотина.

Не надо доказывать, что краеведение играет большую роль в воспитании подрастающего поколения, в частности, рождает уважение к истории, памяти предков, к культуре нации, традициям, сохранении национального достояния, будь то памятник природы или культуры. Без знаний о своей малой родине, без уважения к своим истокам, корням человек не может стать истинным патриотом. Особенно это относится к юному поколению.

Основными формами краеведческих мероприятий являлись экскурсии и походы, где дети знакомились с мемориалами, памятными местами, экскурсионными объектами, составляли летописи трудовых дел заводов, фабрик, ухаживали за могилами советских воинов. В рамках туристско-краеведческого движения учащихся проходили районные конкурсы исследовательских работ, викторины и олимпиады по краеведению. Лучшие работы и победители районных мероприятий принимали участие в областных и Всероссийских конкурсах и олимпиадах. Традиционными стали фольклорные праздники, которые не только знакомили молодёжь с обычаями, обрядами, традициями родного края, но и способствовали возрождению духовной национальной культуры. Первый такой праздник был проведен в апреле 1995 г. — «Праздник праздников — Пасха».

Одним из основных направлений краеведческой деятельности на протяжении многих лет является школьное музееведение. Музей — это средство творческой самореализации личности, маленький исследовательский центр по сохранению и возрождению традиций своего народа. Первые школьные музеи в районе стали создаваться в 1960-е годы в Валуйской средней школе №1, Шелаевской средней, Казинской средней, Уразовской восьмилетней школах.

Одним из первых школьный краеведческий музей образовался в Валуйской средней школе №1. Его фонды начали комплектоваться в начале 1950-х годов., когда поступили первые экспонаты. Оганизатором создания музея стал учитель биологии, известный краевед Григорий Денисенко. Количественный рост школьных музеев начался с 1995 года. В настоящее время музеи общеобразовательных организаций курирует Центр детского и юношеского туризма, функционируют 22 музея (согласно паспортизации 2018 года). Экспозиции большинства музеев исторические. В разделах представлены история края, села, школы, жизнь и быт населения, отражена деятельность замечательных земляков. Традиционны для музеев нашего округа экспозиции, посвящённые Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. и героям-землякам. Результативность работы школьных музеев была оценена на высоком уравне, о чем свидетельствуют призовые места в областных смотрах, которые выявляют лучших. Это средние школы №№1, 3, 4, Казинская, Уразовская №1, Шелаевская и другие.

1 сентября 1988 года — знаменательное событие для туристского движения в Валуйках: открылась городская станция юных туристов, работа стала организованной, чёткой. На базе школ, с которыми мы активно сотрудничаем, начали работать кружки. Вот некоторые из них: «Пешеходный туризм» — руководитель Николай Вереин (Шелаево), Виталий Стецков (СШ №4); «Спортивное ориентирование» — Юрий Овсянников (Двулучное); «Юные знатоки родного края» — Андрей Иванков (педучилище).

Следует назвать с благодарностью работников станции туристов, отдавших много лет работе с детьми: Владимир Лобанов, Любовь Мотина, Григорий Иванков, Зинаида Бабкина, Николай Курочкин.

Воспитанники совершали учебно-тренировочные походы по Крымскому полуострову. С 1989 года туристско-краеведческое движение активно развивается. Проводится первый учительский туристский слёт, совершаются категорийные пешеходные походы по Краснодарскому краю, Крымскому полуострову, водные походы по Белгородской, Воронежской областям, на базе пионерского лагеря им. Чапаева проходят областные, районные и городское туристские слеты учащихся и учителей.

Две группы учащихся Валуйского района были награждены экскурсионной поездкой в Ленинград с 24 по 29 июня 1989 года. С этой даты начинается история длительных учебно-тематических экскурсий учащихся. Они были совершены в города Москву, Ленинград, Киев, Минск.

В октябре 1990 года городская станция юных туристов была переименована в Центр детского и юношеского туризма. С 1993 года он из внешкольного учреждения переименован в учреждение дополнительного образования, руководители кружков стали педагогами дополнительного образования.

На сегодняшний день комплексной и эффективной формой туристской деятельности является туристский поход, который заключается в активном передвижении по маршруту с выполнением общественно-полезной работы и позволяет одновременно достигать всех целей, которые ставятся перед туристско-краеведческой деятельностью.

Сегодня в Валуйском городском округе дети совершают интересные походы выходного дня, многодневные степенные и категорийные походы походы по району, области, стране.

Одной из форм туристско-краеведческой деятельности являются туристские соревнования. Спортивная часть включает традиционные виды: командная и личная техника пешеходного туризма, контрольно-туристский маршрут, спортивное ориентирование. Ежегодно в районных (городских) туристских соревнованиях принимает участие более 600 учащихся Валуйского городского округа. Центр детского и юношеского туризма проводит не только районные туристские соревнования, но и массовые туристские мероприятия для обучающихся Центра. Образовательный процесс осуществляется по следующим программам: «Спортивное ориентирование», «Юные туристы-многоборцы», «Туристская подготовка школьников», «Юный турист-лыжник». 

В рамках проекта департамента образования Белгородской области и Белгородского областного центра детского и юношеского туризма и экскурсий «Развитие детского водного туризма на территории Белгородской области» разработана новая программа «Туристская подготовка школьников с элементами водного туризма», где обучающиеся пройдут подготовительный курс программы по водному туризму. По окончании курса они смогут совершать однодневные и многодневные сплавы.

А теперь о современном Центре, где мы трудимся.

В настоящее время муниципальное учреждение дополнительного образования (МУДО) «Центр детского и юношеского туризма» представлен двумя отделами: краеведения и непосредственно туризма. Такая структура существует с самого начала. В штате восемь основных сотрудников, возглавляет коллектив Владимир Мильнев. Из новых направлений, которые будут практиковаться с текущего года, — водный туризм, о чём уже сказано.

Собственной базы учреждение не имеет, мы используем помещения и площадки средних школ. Дети с увлечением занимаются туризмом, изучают в походах природу, историю родного края и страны, тех регионов, куда проложен маршрут.

Во время пандемии пришлось ограничить деятельность, а сейчас, когда послабления позволяют некоторые мероприятия, есть надежда, что любимый детьми и подростками туристический отдых, путешествия прерванную траекторию возобновят.

Виктория Рысухина, 

методист отдела краеведения 

МУДО «Центр детского и юношеского туризма»

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×